Archives

ЯЛЛА

Самый известный и популярный ансамбль узбекской эстрады возник в 1971 в студенческой среде Ташкентского театрального института. Первоначальный состав: Сергей Аванесов (ритм-гитара), Баходыр Джураев (бас), Шамиль Закиров и Аскар Фатхуллин (ф-но), Дмитрий Цирин (ударные), Шахбоз Низамутдинов (танбур, рубаб), Фарух Закиров (вокал). Руководил ансамблем заслуженный артист Узбекистана Е. Ширяев, с именем которого связаны все творческие достижения группы вплоть до 1976.

В первые годы, как и многие другие ансамбли, Я. в основном аккомпанирует певцам-солистам — Ф. Закирову, Л. Кандаловой, И. Джалилову, исполнявшим песни зарубежных, узбекских и русских советских композиторов. В этот период творчество Я. характеризуется и связью с музыкальным фольклором, опорой на национальные традиции песенной культуры, музицирования, которая наблюдается в ряде обработок народных песен и в оригинальных произведениях, где национальный колорит помимо интонационно-ритмической основы достигается и органичным введением в ткань аранжировки звучания узбекских народных инструментов. Все это придавало исполнению особую изысканность и национальное своеобразие.

После творческого кризиса в конце 70-х состав обновляется: кроме Закирова (теперь руководителя) в него входят Борис Гершкович (соло-гитара), Джавлон Тухтаев (ритм-гитара), Рустам Ильясов (бас), Аббас Алиев (клавишые) и Алишер Туляганов (ударные).

В параде популярности газеты «Комсомолец Узбекистана» в 1981 Я. наряду с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ, ГРУППОЙ СТАСА НАМИНА, группами ВЕРАСЫ, САДКО входит в пятерку лучших. По итогам 1982 и 1983 в разделе ансамблей группа неизменно занимает I место. В верхних строчках хитов значатся песни Закирова «Три колодца», «Шахрисябс», «Нет красивей».

В конце 1987 состоялась премьера новой программы Я. — «Чайхана на все времена», в которой Закиров осуществил свой давний творческий замысел — создание музыкально-театрализованного шоу с сюжетом, в котором музыка, слово, сценография связаны общей драматургией. Многие песни программы обрели широкую известность: «Канатоходцы», «Маскарабозы», «Город снов», «Талисман любви», «Музыкальная чайхана», «Борода верблюда». Закиров относится к разряду композиторов-песенников, в творчестве которых ощущается крепкая национальная почва. Он органично преломляет фольклорные элементы, обогащая их стилистикой рок-музыки, что относится и к обработкам фольклора.

В 1988 музыкантам ансамбля присвоены звания заслуженных артистов республики, а Закиров стал народным артистом Узбекистана.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

Группа возникла в 1986 при Ташкентском Доме молодежи ЦК ЛКСМ Узбекистана. Предшественник — популярная в начале 80-х рок-группа АЗИЯ: О. Чесноков (гитара), О. Яшкин (бас), Г. Каприэлов (клавишные), Э. Истахаров (ударные), В. Джумаев (флейта). Лауреат Всесоюзных джазовых фестивалей в Красноярске (1981, 1982). В состав ЛСМ вошли: Б. Тахтахунов (гитара, вокал), Яшкин (гитара), Р. Увайлов (ударные), А. Акилов (клавишные), Каприэлов (руководитель, клавишные, вокал).

В сент. 1987 ЛСМ завоевала II место на Всесоюзном фестивале рок-музыки в Самарканде. Члены группы ранее играли в различных ансамблях, имеют высшее и среднее музыкальное образование. Музыкальные идеи принадлежат лидерам — Каприэлову и Акилову. Музыка и тексты (Каприэлов) — диалог со слушателем, попытка обнажить проблему и заставить осмыслить ее критически. Часто уже в названии обозначена проблема: «Все осталось за спиной» — о прожигателях жизни, бесцельных и бездумных, «Все ждем каких-то перемен» — о равнодушии, обывательском спокойствии.

Привлекательна музыка ЛСМ — мелодии, аранжировки, импровизации, инструментальные пьесы, раскрывающие мелодический дар великолепных импровизаторов Акилова, Каприэлова, Тахтахунова, их тонкое стилистическое чутье. В инструментальных композициях используются узбекские, индийские, афганские, таджикские национальные мелодии и ритмы. В 1988 «Узбектелефильм» закончил съемку полнометражного фильма «Неоконченная пьеса для двух театров», музыку к которому записали Каприэлов и Акилов, а также фолк-джаз-бэнд ПЛОВДИВ из Болгарии.

ЛСМ подготовил свою вторую программу «Мы рождаемся, чтобы играть», которая состоит из 2 песенных циклов (по 5 песен в каждом) и инструментальных композиций. В цикл «Мы все за Родину в ответе» включены песни, посвященные В. Высоцкому, советским солдатам, не вернувшимся из Чехословакии, с Кубы, из Анголы, Никарагуа, Афганистана. Второй цикл — «Политический портрет» — взгляд современника на ряд известных политических деятелей.

Если песенное творчество ЛСМ можно отнести к т. н. соц-року, то инструментальная музыка группы стилистически многолика: фьюжн, модальный джаз, джаз-рок, арт-рок. Отметим композиции «Холодная осень», «Жаркая ночь», «Это неплохое настроение».

Часто Каприэлов играет вместе с Акиловым дуэтом (2 рояля, синтезатор, бас и губная гармоника). Наиболее интересные композиции дуэта: «Впереди мечты», «Снег в летний день».

ЛСМ записывает свой первый диск-гигант, в который войдут песни и оригинальные композиции членов группы.

Л. Юсупов

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

АНОР

Ансамбль современной музыки Грига Пушена образовался в сент. 1985, когда в рок-группу, занявшую I место в конкурсе джазовых ансамблей и рок-групп Ташкента, пришел талантливый джазовый саксофонист Семен Мордухаев. Коллектив стал работать от Узбекконцерта, получив профессиональный статус. Совместное творчество двух музыкантов, аранжировщиков и композиторов преобразило музыкальный стиль группы. Наряду с композициями в стиле рок, появляются джаз-роковые произведения, созданные в эстетике авангарда.

В новом составе — Пушен (бас), Мордухаев (альт-, сопрано-, тенор-саксофоны), А. Перцев (ударные, перкуссия), А. Якубов (клавишные), Ю. Беньяминов (гитара, ситар, табла, дойра), Б. Ташходжаев (гиджак), Н. Нурмухамедова (вокал) — А. в 1986 гастролирует по Прибалтике, Закавказью, Средней Азии, в 1987 — по Украине, РСФСР, осенью — с новой программой — успешно концертирует в Югославии. Выступление певицы в программах чередовалось с инструментальными композициями, ненавязчиво и высокопрофессионально знакомившими слушателей с различными стилями современной рок-музыки и джаза. А. успешно выступал на всесоюзных фестивалях джаза и на концертах в Риге, Кустанае, Ленинграде. Одним из самых зрелищных был его показ на джазовом фестивале «Тбилиси-80», где музыканты в национальных костюмах исполнили композиции, основанные на узбекском и таджикском фольклоре.

Летом 1988 вышел первый диск-гигант А. «Вкус граната», ставший заметным событием в музыкальной жизни республики.

Сильной стороной музыкального языка ансамбля являются эксперименты со сложными азиатскими ритмами, соединение чистых тембров народных инструментов с электронным звуком, использование в аранжировках достижений классической и эстрадной музыки, гармоничное сочетание технических приемов со стилистикой исполняемой музыки. А. гастролировал в Югославии, Венгрии, Индии и ФРГ.

Л. Юсупов

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.