Archives

Шевчук Юрий

Родился 16 мая 1957 г. в поселке Ягодный Магаданской области.

В 1964 году семья переезжает в город Нальчик. Юрий учится в школе, увлеченно начинает рисовать, берет частные уроки музыки.

В 1970 году переезжает с семьей в столицу Башкирии город Уфу. Продолжает заниматься живописью и музыкой. По ночам тайно мастерит себе гитару. Играет в школьном ансамбле, друзья часто просят его спеть. Уже тогда его сильный голос обращает на себя внимание.

Окончив школу в 1975 году, поступает на художественно-графический факультет Уфимского педагогического института. Являясь душой компании на своем курсе и принимая активное участие в студенческом театре, Юра разрывался между музыкой и живописью.

История группы ДДТ началась летом 1980 года в Уфе. К этому времени Юрий уже сам писал стихи и исполнял их под гитару. У него была репутация “закоренелого” барда. Группа начала выступать на студенческих вечерах, в кинотеатрах, домах культуры. Репертуар этих программ складывался в основном из песен на тексты Ю. Шевчука.

В этом же году группа Ю. Шевчука становится лауреатом Башкирского республиканского конкурса политической песни.

В Уфимском телецентре в студии звукозаписи Башкирского телевидения был записан первый магнитоальбом группы, ныне известный под названием “ДДТ-1”.

В 1982 году газета “Комсомольская правда” объявила Первый демократичный Всесоюзный конкурс “Золотой камертон”, в котором принимали участие группы со всей страны, присылая свои записи. Группа Ю. Шевчука неожиданно для самих музыкантов прошла первый тур и возникла необходимость в официальном названии коллектива. Тогда и родилось название ДДТ. Группа стала лауреатом этого конкурса.

В это же время был записан подпольно второй альбом “Свинья на радуге” (“ДДТ-2”), который быстро разошелся по стране и сделал имя группы известным далеко за пределами Башкирии.

Вскоре после скандального концерта в уфимском ДК нефтяников у Ю. Шевчука обострились отношения с местными властями. Он был вынужден уехать из города. Юрий отправился в Череповец. Совместно с музыкантами группы РОК-СЕНТЯБРЬ и пианистом группы ДДТ В. Сигачевым был записан третий альбом “Компромисс” (“ДДТ-3”).

В мае 1983 года в рамках фестиваля “Рок за мир” группа ДДТ выступила на главной площадке страны – на стадионе “Лужники” в Москве. Концерт снимало центральное телевидение, но выступление ДДТ было вырезано и не вышло в эфир.

После выпуска в 1984 году альбома “Периферия”, Ю. Шевчук и его группа вновь подверглись гонениям со стороны местных властей. Юрию пришлось покинуть Уфу, он жил в Череповце, Свердловске и Москве.

В 1985 году вместе с семьей Ю. Шевчук переезжает в Ленинград, где восстанавливает ДДТ в новом составе. В это же время, как и многие представители его поколения, Юра работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни. До этого был записан акустический альбом “Москва жара” и магнитоальбом “Время”.

Весной 1987 года Ю. Шевчук и его группа представили новую программу на Пятом Ленинградском Рок-фестивале и, по оценкам экспертов, стали его главным событием. Далее последовали триумфальные выступления на рок-фестивалях в городах Черноголовка и Подольск.

Летом 1988 года группа выступила на 6 Ленинградском Рок-фестивале и поехала в свой первый концертный тур по всей стране – от Белоруссии до Дальнего востока. Затем на фирме Мелодия была записана первая официальная пластинка “Я получил эту роль” (1988), а песня, давшая название альбому, надолго стала гимном советского рок-движения. Пластинка разошлась тиражом около полутора миллионов экземпляров.

В 90-х годах группа концертировала и записывала на питерских студиях свои песни. В это время были подготовлены программы “Черный пес Петербург” (1992), “Это все…” (1994), “От и до” (1995) и записаны альбомы “Оттепель” (1990), “Пластун” (1991), “Актриса весна” (1992), “Это все…” (1994). Украшением диска “Это все…” является баллада “Белая ночь”, записанная совместно с ансамблем САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МОЦАРТЕУМ.

В 1994 году в Санкт-Петербурге на празднике в честь Дня города группа ДДТ дала открытый концерт на Дворцовой площади и собрала рекордное количество зрителей, около 100 тысяч человек. В этом же году группа участвовала в фестивале “Белые ночи Санкт-Петербурга”, проходившем в Берлине, и получила премию “Овация” как “Лучшая рок-группа года”, а Ю. Шевчук – титул “Лучший рок-певец года”.

Одной из первых в России в 1992 году группа ДДТ решила сосредоточить контроль за изданием своей продукции, организовав свою студию и независимый лейбл “ДДТ-Рекордс”. В это время бесплатно было записано около 50 молодых рок-групп.

В январе 1995 года Юрий Шевчук отправляется в район военных действий в Чечне, где поет для российских воинов и жителей Чечни. После поездок в Чечню он вновь стал выступать не только с группой ДДТ, но и с акустическими сольными концертами в жанре авторской песни.

25 июля 1995 года группа ДДТ дала грандиозный концерт на стадионе “Петровский”, посвященный 15-летию группы, где присутствовало около 40 тысяч человек.

В 90-х годах группа гастролирует по миру. Венгрия, Франция, Япония, США, Англия, Германия, Австралия, Канада – везде концерты проходят с большим успехом. В 1996 году в Америке был записан новый альбом “Любовь”.

В 1996 и 1997 году Ю. Шевчук с друзьями провели большие Рок-фестивали в Санкт-Петербурге, на которые приглашали молодых талантливых рок-музыкантов, отобранных ими во время гастролей по стране. Результатом фестиваля стала запись диска – сборника песен лучших групп. Таким образом, молодые музыканты получили возможность заявить о себе широкой общественности.

1998 год – большой концертный тур программы “Мир номер ноль” и запись диска. В ходе тура группа за полтора года посетила 150 городов России и разных стран.

В 1999 году издательство “Фонд русской поэзии” выпустило первую книгу стихов Ю. Шевчука “Защитники Трои”, во вступительном слове к которой писатель, драматург и поэт Александр Володин написал: “Стихи и песни Ю. Шевчука многое вобрали в себя в нашем земном и небесном мире… Исступленные, пронзительные, иногда озорные строки. И мудрые – как сама жизнь”.

В декабре 1999 года Ю. Шевчук стал лауреатом ежегодной художественной премии “Петрополь”. В 2000 году – лауреат Царскосельской “Художественной премии” за вклад в развитие российской поэзии и рок-культуры.

2000-2004 г.г. – группа ДДТ много гастролирует по России (концерты в Москве и Санкт-Петербурге), странам СНГ (Белоруссия, Грузия, Украина) и по всему миру (Канада, США, Швейцария, Германия, Израиль, Англия).

Юрий Шевчук на протяжении последних лет продолжает свои поездки в места боевых действий: посещает Чечню, Таджикистан (1996), Косово (1999, 2000) и Афганистан (2002). Юрий Шевчук награжден боевыми орденами и медалями.

Группа снялась в документальных фильмах: “Я получил эту роль” (реж. М. Мельниченко, 1986), “Рок” ( реж. А. Учитель, 1987), “Игра с неизвестным” (реж. П. Солдатенков, 1988), “Лимита” (реж. Е. Головня, 1989). Помимо этого, Юрий Шевчук сыграл главную роль в художественном фильме С. Сельянова “Духов день” (1992) и в фильме И. Мозжухина “Вовочка”.

Юрий Шевчук записал песни к фильмам “Азазель”, “Вовочка”, “Господа офицеры” и “Ледниковый период”. Участвовал как ведущий в телесериале “Земное и небесное”, посвященном истории русской православной церкви.

Юрий Шевчук был награжден:
– медалью МЧС России (“Участнику чрезвычайных гуманитарных операций”);
– Знаком Отличия МВД “Серебряный Крест”.

по материалам сайта http://www.ddt.ru

ДДТ

Основана в 1981 году в г. Уфе. В исходном составе: Юрий Шевчук (вокал, гитара), Владимир Сигачев (клавишные), Рустем Асанбаев (гитара), Геннадий Родин (бас), Рустам Каримов (ударные). Шевчук, в то время студент пятого курса Уфимского университета, имел известность как бард и победитель нескольких фестивалей авторской песни, выступал перед студенческой аудиторией.

В 1982 г. “Комсомольская правда” объявила конкурс молодых исполнителей “Золотой камертон”. Победителям была обещана запись дебютного сингла на “Мелодии”. ДДТ подготовила демоленту с тремя антивоенными композициями: “Инопланетяне”, “Черное солнце”, “Не стреляй!” и отправила в адрес жюри.

К тому времени у группы накопилось уже достаточно материала. В том же, 1982 году она выпускает свой дебютный магнитоальбом “Свинья на радуге”. В музыкальном плане это была скорее экспериментальная работа, и хотя хард-роковые тенденции чувствуются достаточно ясно, окончательный выбор стиля еще не сделан и на альбоме есть и рок-н-ролл, и блюз, и кантри, и даже – баллада. Тексты в большинстве своем еще не имеют привычной сегодня социальной направленности, не считая, раззе что титульного номера, направленного против взяточников и карьеристов.

Меж тем ДДТ успешно проходит все туры “Золотого камертона” и попадает в число финалистов. Ее приглашают в столичный комплекс “Орленок” на заключительной концерт.

Вместе с ДДТ в этом концерте участвует череповецкая группа РОК-СЕНТЯБРЬ. С тремя музыкантами этой группы: гитаристом Вячеславом Кобриным, ударником Евгением Белозеровым и басистом Андреем Масленниковым Сигачев и Шевчук записывают третий магнитоальбом – “Монолог в Сайгоне”. Собственно, сам Шевчук никогда не придумывал названия своим альбомам (исключение – совместный проект с Сергеем Рыженко “Москва. Жара”), а просто давал им номера: “ДДТ-1”, “ДДТ-2” и так далее. “ДДТ-3” или “Монолог в Сайгоне” окончательно определил музыкальную направленность группы – здесь сказалась личная приязнь клавишника Сигачева к наследию “Дип Перпл”. Хриплый, экспрессивный вокал Шевчука как нельзя лучше дополнял хард-роковые структуры, написанные Сигачевым и Кобриным. Сигачев, в частности, – автор музыки двух наиболее ударных номеров альбома – “Три черные кошки” и “Демон”. Запись получила огромный резонанс. Если после первых работ группы о ней знали только в узких кругах любителей русского рока, то теперь ДДТ стала явлением поистине национального масштаба.

Вскоре после записи, проходившей в Череповце, Сигачев с Шевчуком возвращаются в Уфу, а РОК-СЕНТЯБРЬ продолжает самостоятельную карьеру.

На некоторое время Сигачев отходит от группы и Шевчук собирает новый состав ДДТ, включивший басиста первого состава Родина, ударника Сергея Рудого, гитариста Рустама Резванова и клавишника Владислава Сторчилло. Результатом деятельности этого коллектива стал альбом “Периферия”, записанный в апреле 1984 года. “Периферия” стала закономерным продолжением “Монолога в Сайгоне”, социальная направленность песен усилилась. Именно в этом альбоме прозвучала замечательная композиция “Я получил эту роль”, ставшая одним из символов рок-движения начала 80-х. В мае группу приглашают в Москву, где она принимает участие в трехдневном фестивале “Рок за мир”.

Вскоре в Уфе начинаются гонения на группу и она перестает существовать. Возрождение ДДТ становится задачей Шевчука и вернувшегося Сигачева. Вместе они работают над новой программой. В ноябре 1985 г. им подвертывается свободная студия. Времени на запись всего три дня, и собрать полный состав не удается. Срочно приглашается из Уфы басист Нияз Абдюшев, вместо “живых” ударных решено использовать “драм-машину”. Партии гитары исполняет сам Шевчук. Кроме того, в записи участвуют два музыканта, играющие на не совсем традиционных для хард-рока инструментах: скрипач Сергей Рыженко и известный джазовый саксофонист Сергей Летов. В результате этой спешной работы появляется альбом “Время”, включивший такие популярные номера, как “Мальчики-мажоры”, “Новостройки” и “Поэт”. В то же время преследования в Уфе ужесточаются. Шевчук решает переехать в Ленинград. Сигачев едет в Москву и там собирает новую группу НЕБО И ЗЕМЛЯ. Так пути их снова расходятся. В ленинградский состав ДДТ входят: гитарист Никита Зайцев (экс-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), басист Вадим Курылев, гитарист Андрей Васильев и ударник Игорь Доценко. Вскоре к ним примыкают клавишник Андрей Муратов (экс-ЗООПАРК) и знаменитый саксофонист Михаил Чернов, в разное время сотрудничавший с АКВАРИУМОМ, ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКОЙ и всевозможными джаз-оркестрами.

ДДТ отрабатывает новую программу и показывает ее на очередном фестивале ленинградского рок-клуба в июне 1987 г. Группа выступает предпоследней (перед АКВАРИУМОМ), и на ее концерт в тысячный зал набивается более трех тысяч зрителей, что становится лучшим признанием обновленного ДДТ. Тем же летом записывается очередной альбом, получивший название “Оттепель”. В 1988 г. с новыми музыкантами и, естественно, в новой версии Шевчук записывает пластинку с популярными номерами ДДТ: “Мальчики-мажоры”, “Конвейер”, “Церковь” и другими. Под названием “Я получил эту роль” она появляется на Мелодии в сентябре 1989 г.

В 1989 г. группа много гастролировала. Вместе с АЛИСОЙ выступала на Рок-фестивале в Венгрии, а в 1990 г. дала несколько концертов в США и Японии.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.