Archives

Шевчук Юрий

Родился 16 мая 1957 г. в поселке Ягодный Магаданской области.

В 1964 году семья переезжает в город Нальчик. Юрий учится в школе, увлеченно начинает рисовать, берет частные уроки музыки.

В 1970 году переезжает с семьей в столицу Башкирии город Уфу. Продолжает заниматься живописью и музыкой. По ночам тайно мастерит себе гитару. Играет в школьном ансамбле, друзья часто просят его спеть. Уже тогда его сильный голос обращает на себя внимание.

Окончив школу в 1975 году, поступает на художественно-графический факультет Уфимского педагогического института. Являясь душой компании на своем курсе и принимая активное участие в студенческом театре, Юра разрывался между музыкой и живописью.

История группы ДДТ началась летом 1980 года в Уфе. К этому времени Юрий уже сам писал стихи и исполнял их под гитару. У него была репутация «закоренелого» барда. Группа начала выступать на студенческих вечерах, в кинотеатрах, домах культуры. Репертуар этих программ складывался в основном из песен на тексты Ю. Шевчука.

В этом же году группа Ю. Шевчука становится лауреатом Башкирского республиканского конкурса политической песни.

В Уфимском телецентре в студии звукозаписи Башкирского телевидения был записан первый магнитоальбом группы, ныне известный под названием «ДДТ-1».

В 1982 году газета «Комсомольская правда» объявила Первый демократичный Всесоюзный конкурс «Золотой камертон», в котором принимали участие группы со всей страны, присылая свои записи. Группа Ю. Шевчука неожиданно для самих музыкантов прошла первый тур и возникла необходимость в официальном названии коллектива. Тогда и родилось название ДДТ. Группа стала лауреатом этого конкурса.

В это же время был записан подпольно второй альбом «Свинья на радуге» («ДДТ-2»), который быстро разошелся по стране и сделал имя группы известным далеко за пределами Башкирии.

Вскоре после скандального концерта в уфимском ДК нефтяников у Ю. Шевчука обострились отношения с местными властями. Он был вынужден уехать из города. Юрий отправился в Череповец. Совместно с музыкантами группы РОК-СЕНТЯБРЬ и пианистом группы ДДТ В. Сигачевым был записан третий альбом «Компромисс» («ДДТ-3»).

В мае 1983 года в рамках фестиваля «Рок за мир» группа ДДТ выступила на главной площадке страны — на стадионе «Лужники» в Москве. Концерт снимало центральное телевидение, но выступление ДДТ было вырезано и не вышло в эфир.

После выпуска в 1984 году альбома «Периферия», Ю. Шевчук и его группа вновь подверглись гонениям со стороны местных властей. Юрию пришлось покинуть Уфу, он жил в Череповце, Свердловске и Москве.

В 1985 году вместе с семьей Ю. Шевчук переезжает в Ленинград, где восстанавливает ДДТ в новом составе. В это же время, как и многие представители его поколения, Юра работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни. До этого был записан акустический альбом «Москва жара» и магнитоальбом «Время».

Весной 1987 года Ю. Шевчук и его группа представили новую программу на Пятом Ленинградском Рок-фестивале и, по оценкам экспертов, стали его главным событием. Далее последовали триумфальные выступления на рок-фестивалях в городах Черноголовка и Подольск.

Летом 1988 года группа выступила на 6 Ленинградском Рок-фестивале и поехала в свой первый концертный тур по всей стране — от Белоруссии до Дальнего востока. Затем на фирме Мелодия была записана первая официальная пластинка «Я получил эту роль» (1988), а песня, давшая название альбому, надолго стала гимном советского рок-движения. Пластинка разошлась тиражом около полутора миллионов экземпляров.

В 90-х годах группа концертировала и записывала на питерских студиях свои песни. В это время были подготовлены программы «Черный пес Петербург» (1992), «Это все…» (1994), «От и до» (1995) и записаны альбомы «Оттепель» (1990), «Пластун» (1991), «Актриса весна» (1992), «Это все…» (1994). Украшением диска «Это все…» является баллада «Белая ночь», записанная совместно с ансамблем САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МОЦАРТЕУМ.

В 1994 году в Санкт-Петербурге на празднике в честь Дня города группа ДДТ дала открытый концерт на Дворцовой площади и собрала рекордное количество зрителей, около 100 тысяч человек. В этом же году группа участвовала в фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга», проходившем в Берлине, и получила премию «Овация» как «Лучшая рок-группа года», а Ю. Шевчук — титул «Лучший рок-певец года».

Одной из первых в России в 1992 году группа ДДТ решила сосредоточить контроль за изданием своей продукции, организовав свою студию и независимый лейбл «ДДТ-Рекордс». В это время бесплатно было записано около 50 молодых рок-групп.

В январе 1995 года Юрий Шевчук отправляется в район военных действий в Чечне, где поет для российских воинов и жителей Чечни. После поездок в Чечню он вновь стал выступать не только с группой ДДТ, но и с акустическими сольными концертами в жанре авторской песни.

25 июля 1995 года группа ДДТ дала грандиозный концерт на стадионе «Петровский», посвященный 15-летию группы, где присутствовало около 40 тысяч человек.

В 90-х годах группа гастролирует по миру. Венгрия, Франция, Япония, США, Англия, Германия, Австралия, Канада — везде концерты проходят с большим успехом. В 1996 году в Америке был записан новый альбом «Любовь».

В 1996 и 1997 году Ю. Шевчук с друзьями провели большие Рок-фестивали в Санкт-Петербурге, на которые приглашали молодых талантливых рок-музыкантов, отобранных ими во время гастролей по стране. Результатом фестиваля стала запись диска — сборника песен лучших групп. Таким образом, молодые музыканты получили возможность заявить о себе широкой общественности.

1998 год — большой концертный тур программы «Мир номер ноль» и запись диска. В ходе тура группа за полтора года посетила 150 городов России и разных стран.

В 1999 году издательство «Фонд русской поэзии» выпустило первую книгу стихов Ю. Шевчука «Защитники Трои», во вступительном слове к которой писатель, драматург и поэт Александр Володин написал: «Стихи и песни Ю. Шевчука многое вобрали в себя в нашем земном и небесном мире… Исступленные, пронзительные, иногда озорные строки. И мудрые — как сама жизнь».

В декабре 1999 года Ю. Шевчук стал лауреатом ежегодной художественной премии «Петрополь». В 2000 году — лауреат Царскосельской «Художественной премии» за вклад в развитие российской поэзии и рок-культуры.

2000-2004 г.г. — группа ДДТ много гастролирует по России (концерты в Москве и Санкт-Петербурге), странам СНГ (Белоруссия, Грузия, Украина) и по всему миру (Канада, США, Швейцария, Германия, Израиль, Англия).

Юрий Шевчук на протяжении последних лет продолжает свои поездки в места боевых действий: посещает Чечню, Таджикистан (1996), Косово (1999, 2000) и Афганистан (2002). Юрий Шевчук награжден боевыми орденами и медалями.

Группа снялась в документальных фильмах: «Я получил эту роль» (реж. М. Мельниченко, 1986), «Рок» ( реж. А. Учитель, 1987), «Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков, 1988), «Лимита» (реж. Е. Головня, 1989). Помимо этого, Юрий Шевчук сыграл главную роль в художественном фильме С. Сельянова «Духов день» (1992) и в фильме И. Мозжухина «Вовочка».

Юрий Шевчук записал песни к фильмам «Азазель», «Вовочка», «Господа офицеры» и «Ледниковый период». Участвовал как ведущий в телесериале «Земное и небесное», посвященном истории русской православной церкви.

Юрий Шевчук был награжден:
— медалью МЧС России («Участнику чрезвычайных гуманитарных операций»);
— Знаком Отличия МВД «Серебряный Крест».

по материалам сайта http://www.ddt.ru

ДДТ

Основана в 1981 году в г. Уфе. В исходном составе: Юрий Шевчук (вокал, гитара), Владимир Сигачев (клавишные), Рустем Асанбаев (гитара), Геннадий Родин (бас), Рустам Каримов (ударные). Шевчук, в то время студент пятого курса Уфимского университета, имел известность как бард и победитель нескольких фестивалей авторской песни, выступал перед студенческой аудиторией.

В 1982 г. «Комсомольская правда» объявила конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон». Победителям была обещана запись дебютного сингла на «Мелодии». ДДТ подготовила демоленту с тремя антивоенными композициями: «Инопланетяне», «Черное солнце», «Не стреляй!» и отправила в адрес жюри.

К тому времени у группы накопилось уже достаточно материала. В том же, 1982 году она выпускает свой дебютный магнитоальбом «Свинья на радуге». В музыкальном плане это была скорее экспериментальная работа, и хотя хард-роковые тенденции чувствуются достаточно ясно, окончательный выбор стиля еще не сделан и на альбоме есть и рок-н-ролл, и блюз, и кантри, и даже — баллада. Тексты в большинстве своем еще не имеют привычной сегодня социальной направленности, не считая, раззе что титульного номера, направленного против взяточников и карьеристов.

Меж тем ДДТ успешно проходит все туры «Золотого камертона» и попадает в число финалистов. Ее приглашают в столичный комплекс «Орленок» на заключительной концерт.

Вместе с ДДТ в этом концерте участвует череповецкая группа РОК-СЕНТЯБРЬ. С тремя музыкантами этой группы: гитаристом Вячеславом Кобриным, ударником Евгением Белозеровым и басистом Андреем Масленниковым Сигачев и Шевчук записывают третий магнитоальбом — «Монолог в Сайгоне». Собственно, сам Шевчук никогда не придумывал названия своим альбомам (исключение — совместный проект с Сергеем Рыженко «Москва. Жара»), а просто давал им номера: «ДДТ-1», «ДДТ-2» и так далее. «ДДТ-3» или «Монолог в Сайгоне» окончательно определил музыкальную направленность группы — здесь сказалась личная приязнь клавишника Сигачева к наследию «Дип Перпл». Хриплый, экспрессивный вокал Шевчука как нельзя лучше дополнял хард-роковые структуры, написанные Сигачевым и Кобриным. Сигачев, в частности, — автор музыки двух наиболее ударных номеров альбома — «Три черные кошки» и «Демон». Запись получила огромный резонанс. Если после первых работ группы о ней знали только в узких кругах любителей русского рока, то теперь ДДТ стала явлением поистине национального масштаба.

Вскоре после записи, проходившей в Череповце, Сигачев с Шевчуком возвращаются в Уфу, а РОК-СЕНТЯБРЬ продолжает самостоятельную карьеру.

На некоторое время Сигачев отходит от группы и Шевчук собирает новый состав ДДТ, включивший басиста первого состава Родина, ударника Сергея Рудого, гитариста Рустама Резванова и клавишника Владислава Сторчилло. Результатом деятельности этого коллектива стал альбом «Периферия», записанный в апреле 1984 года. «Периферия» стала закономерным продолжением «Монолога в Сайгоне», социальная направленность песен усилилась. Именно в этом альбоме прозвучала замечательная композиция «Я получил эту роль», ставшая одним из символов рок-движения начала 80-х. В мае группу приглашают в Москву, где она принимает участие в трехдневном фестивале «Рок за мир».

Вскоре в Уфе начинаются гонения на группу и она перестает существовать. Возрождение ДДТ становится задачей Шевчука и вернувшегося Сигачева. Вместе они работают над новой программой. В ноябре 1985 г. им подвертывается свободная студия. Времени на запись всего три дня, и собрать полный состав не удается. Срочно приглашается из Уфы басист Нияз Абдюшев, вместо «живых» ударных решено использовать «драм-машину». Партии гитары исполняет сам Шевчук. Кроме того, в записи участвуют два музыканта, играющие на не совсем традиционных для хард-рока инструментах: скрипач Сергей Рыженко и известный джазовый саксофонист Сергей Летов. В результате этой спешной работы появляется альбом «Время», включивший такие популярные номера, как «Мальчики-мажоры», «Новостройки» и «Поэт». В то же время преследования в Уфе ужесточаются. Шевчук решает переехать в Ленинград. Сигачев едет в Москву и там собирает новую группу НЕБО И ЗЕМЛЯ. Так пути их снова расходятся. В ленинградский состав ДДТ входят: гитарист Никита Зайцев (экс-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), басист Вадим Курылев, гитарист Андрей Васильев и ударник Игорь Доценко. Вскоре к ним примыкают клавишник Андрей Муратов (экс-ЗООПАРК) и знаменитый саксофонист Михаил Чернов, в разное время сотрудничавший с АКВАРИУМОМ, ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКОЙ и всевозможными джаз-оркестрами.

ДДТ отрабатывает новую программу и показывает ее на очередном фестивале ленинградского рок-клуба в июне 1987 г. Группа выступает предпоследней (перед АКВАРИУМОМ), и на ее концерт в тысячный зал набивается более трех тысяч зрителей, что становится лучшим признанием обновленного ДДТ. Тем же летом записывается очередной альбом, получивший название «Оттепель». В 1988 г. с новыми музыкантами и, естественно, в новой версии Шевчук записывает пластинку с популярными номерами ДДТ: «Мальчики-мажоры», «Конвейер», «Церковь» и другими. Под названием «Я получил эту роль» она появляется на Мелодии в сентябре 1989 г.

В 1989 г. группа много гастролировала. Вместе с АЛИСОЙ выступала на Рок-фестивале в Венгрии, а в 1990 г. дала несколько концертов в США и Японии.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.