Archives

ЮМПРАВА

Примерно через год после образования в янв. 1984 они ворвались в число самых популярных групп Латвии. Девчонкам нравилось петь их песни «Облако», «Тихо свои руки положи», «Про розы». Переосмысление своего пути происходит после фестиваля «Литуаника-86», однако новаторская программа, предложенная тем же летом в финале республиканского тарификационного смотра самодеятельности, наталкивается на скалы, воздвигнутые бюрократами от прессы. Симпатии публики увеличиваются.

Осенью 1987 — еще один переломный момент в биографии группы: любимец подростков Ингус Улманис и «гроссмейстер хитов» Айгарс Войтышкис образуют свою группу с прицелом на тяжелый рок — ЛАДЭЗЕРС. В Ю. остаются Айгарс Гравере, Айгарс Грауба, Айнарс Ашманые и Айгарс Кресла. Группа широко использует возможности синтезаторного звучания и программирования, лишь эпизодически звучат партии соло-гитары Траверса, вспомогательная, акцентирующая роль в ритме отводится электрическим барабанам. На группу часто вешают ярлык латвийских ДЕПЕШ МОД, к тому же парни из Ю. сами не скрывают симпатий именно к этим представителям техно-попа. Действительно, большое сходство есть и в сценическом образе, и в факте обращения к социальным и политическим проблемам во многих текстах («нет» постройке метро в Риге они сказали со сцены куда раньше, чем началась открытая дискуссия в печати). Что касается музыки, в некоторых песнях Траверса прослеживаются скорее элементы панка, а композиции Граубы явно отличаются от музыки ДЕПЕШ МОД. Общее в звучании обеих групп — использование «индустриальных» эффектов, тембров синтезаторов.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

СИПОЛИ

Образовались (под другим названием) в 1975 как продолжатели музыкального мышления группы КАТЕДРАЛЕ. Состав укомплектовать удается в 1976: Янис Мацаровскис (ударные), Нике Матвееве (вокал, бас), Иварс Балтрунс (гитара), Вилные Шмидбергс (клавишные), Айва Брауна (вокал). Шмидбергс хотелось узнать мнение «со стороны», и благодаря этому главной «луковицей» вскоре стал его однокурсник по консерватории Мартиньш Брауне. Спектр влияний в музыке Браунса оказался чрезвычайно широк — от блюза и БИТЛЗ, через фолк к Баху.

В 1979 Шмидбергс решает заняться симфонической музыкой, а С, чтобы заработать на инструменты, на пару лет уходят музицировать в ресторан. После окончания этого периода популярность группе приносит глупая песенка «Мама, я хочу», которой Брауне впоследствии стыдился. Преодолеть кратковременный репертуарный вакуум помогает заказ на музыку к спектаклю «Маугли», ставшему для С. большим успехом.

В 1982 коллектив погружается в «атмосферу джунглей», придя к заключению о неопределимых взаимосвязях между индийской и латышской музыкой. Состав группы в это время: Юрис Хелвигс (ударные), Матвееве (вокал, бас), Айварс Гудрайс (гитара), Брауне (вокал, клавишные), Брауне (вокал).

Брауне участвовал в создании музыки к 20 театральным постановкам, и именно отсюда репутация С. как «рок-театра» (сюита «Сирано де Бержерак» — 1985 — несет большую смысловую нагрузку благодаря стихам Яниса Петерса). Летом 1986 С. исполняют «Лунную поэму» без Мартиньша, который ныне вне рока (хор ПТИЧИЙ САД СИНТЫ).

С. в измененном составе продолжают прежний курс, в котором сразу почувствовался недостаток прежнего уровня композиций и шарма вседозволенности. Возможно, поворотным станет цикл Матвеевса «Заметки Индрика Латыша на полях Ливонийской хроники», который привел группу к победе на фестивале «Лиепаяс дзинтарс-88».

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

РЕМИКС

Под этим названием осенью 1985 объединились виртуозные музыканты Вилныс Криевинып (ударные, ранее — КОРПУС, НЕПТУН, ЛИВЫ), Евгений Щапов (бас, МОДО), Айварс Херманыс (гитара, МОДО, ТИП-ТОП, ОПУС), Улдыс Мархилэвичс (клавишные, ИНВЕРСИЯ, ОПУС), Иго (вокал, КОРПУС, ЛИВЫ, ЛИЕПАЯС КВАРТЕТЕ) и звукорежиссер Рижского радио Андрис Гринберге. Статус видавших виды «эксов» и джаз-роковые устремления прошлого обещали зарождение местной супергруппы.

Романтические веяния в глубоко нюансированном роке преобладали лишь в начальной фазе Р.: повседневная действительность переставила акценты. Вот некоторые из «дорожек», образующих нынешнюю творческую направленность Р.: живописность рек и лесов Латвии, которые отравляют ради постройки заводов; памятник с надписью «Отчизне и свободе», к подножию которого недавно нельзя было без страха положить цветы; город, именуемый северным Парижем, в который хитрыми обещаниями переманиваются люди из других республик. Музыканты Р. разрабатывают вечные темы — как человеку услышать человека, как народу понять народ.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ПЕРКУНС

Первой программой родившейся в начале 1981 группы стала музыка Юриса Кулаковса на стихи Мариса Мегалвса. Эти песни (сплав хард-рока и рок-н-ролла) оказались мощными социальными аккумуляторами, прикосновение к которым было чревато опасностью: перепуганное Министерство культуры запрещало группу дважды, и дважды после этого П. грохотал снова: клавишник Кулакове (ранее — АРКА), басист Юрис Сеянс, гитарист Лэонс Сеянс и вокалист Раймондос Барташевицс (ранее — МЕНУЭТ) объединились с вокалисткой Иэвой Акуратэре и барабанщиком Дайнысом Страздыныпем. Изменения в составе редки — чуть позже приходит второй клавишник Наурис Пунтулыс, а в 1988 — барабанщик Икаре Руньгис. Главный музыкальный мотор группы — внешне флегматичный, но чрезвычайно трудолюбивый Кулакове. Амплитуда его сочинений — от несомненных хитов до работ в академическом жанре. Рок-оперу Имантса Калныныпа «Эй, вы там!» (1983, с народным хором ДАЙЛЕ) и рок-ораторию «Как море, как земля, как небеса» (Калнынып, Сеянс, Кулаковс, 1984) «П.» осторожно исполнял вместо взрывных хитов при первой «реабилитации». После второго запрета в 1985 и трагической гибели близкого группе поэта Клавса Элсбергса группа выступала под разными названиями (в т. ч. СОВЕТСКАЯ ЛАТВИЯ), но для многочисленных ее поклонников существует только одно — ПЕРКУНС.

Б. Агнис

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ОПУС

Зигмарс Лиепинып, с 1978 руководивший группой МОДО, осенью 1982 приступает к ее реорганизации. В это время в «горячей десятке» поп-музыки Латвии одновременно находятся его 6-7 композиций — мелодичных, прямолинейных, исполняющихся на высоком профессиональном уровне. Перерождение МОДО в О. излечивает группу от затянувшейся болезни музыкальной всеядности.

Жизнь группы насыщена событиями: почти одновременно появляются программа, переполненная потенциальными хитами, и концерт, состоящий из инструментальных номеров (первый такого рода опыт в Латвии). В следующей программе на первый план выдвигается голос Мирдзы Зивере, затем — временный уход из филармонии, первая попытка в СССР записать пластинку брейк-музыки («Пульс-2») и, наконец, рождение группы тяжелого рока ОПУС ПРО. Исполненная И. Ванзовичем на фестивале «Люди и море» (ГДР) песня «Время любви» Лиепиныпа показывает, что кроме БИТЛЗ он черпает вдохновение и в негритянской музыке.

Однако не в соприкосновении с модой мощнее всего проявляются творческие возможности О., а в работе с этнографическим материалом Латвии. Лучшая обработка латышской народной песни на фестивале «Лиепаяс дзинтарс-70» оказалась первым шагом на пути, который привел к блестящему воплощению эпоса Андрея Пумпара «Лачплэсис» в рок-оперу (либретто Мары Залыте).

Сегодняшний состав: Мирдза Зивере, Имантс Ванзовичс (вокал), Зигмарс Лиепинып (клавишные), Харийс Зариньш (гитара), Гунтыс Воцгайлыс (6ac), Олег Упениекс (ударные). Инструменталисты входят также в состав группы ОПУС ПРО, в которой вокалистом — Олеге Андрееве.

Б. Агнис

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

КРЕДО

Добиваться популярности в течение десятилетия — само по себе искусство: это напористость, поиски стиля, разработанный до мельчайших нюансов сценарий, «подача» музыкантов в виде эффектных рокеров. Возможно, сущность К. не в стиле: это мог быть диско, рок, новая волна, рэггей, КУИН и ПИНК ФЛОЙД, по-детски незамысловатые номера в концовках программ, произведения Раймонда Паулса. Специализация К. — четко вычерченные (вплоть до чистых гитарных тембров) аранжировки.

К. начинали 4 окт. 1974: Вернэрс Бокумс (ударные), Валдыс Скуинып (бас), Айварс Лиепинып (гитара), Валерий Косминин (гитара), Гина и Ирена Буркевицы (вокал). После частых смен состав в середине 80-х: Гунтарс Бречс (ударные), Скуинып (бас), Арманде Алксныс (гитара), Алдыс Лангбаумс (клавишные), Гунтыс Вейте (вокал, гитара), Райвис Крумс (вокал).

В течение двух последних лет К. переориентируется на молодежную аудиторию, отдав лидерство в группе гитаристу Алкснысу. Однако в 1988 им приходится признать провал этой стратегии, К. находится на перепутье.

Б. Агнис

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

КАТЕДРАЛЕ

Одна из самых ярких в плеяде групп, породивших латышский рок. Начинали в дек. 1967 хрестоматийно — с попыток во всех нюансах скопировать БИТЛЗ. Соединение музыкальных идей «четверки» с имевшимся опытом исполнения джаза, освоение стиля барокко, типично латышские гармонии и высокие требования к текстам песен (часто источником вдохновения служила поэзия латышских классиков периода 20-30-х) — вот характерные черты К.. Название группы соотносится с деятельностью участников: каждый из них сочиняет и живет «внутри» музыки эпохи хиппи.

Состав К. во времена расцвета (1969-1970): Эйнарс Райбайс (ударные), Ингварс Лэйтыс, временами Альгирдас Утира (бас), Гунарс Шимкус (гитара), Вилныс Шмидбергс (клавишные).

Летом 1971 группа распалась. Записей нет, свидетельством творчества К. вряд ли можно считать пластинку «Поют Нора Бумбиере и Виктор Лапченок», на которой музыка К. звучит в эстрадном варианте.

Б. Агнис

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Калныньш Имантс

Апогеем академической музыки, не жалеющим восторгов в оценках симфоний, ораторий, опер К., вступлением на terra incognita показалась его музыка к кинофильму «Четыре белые рубашки» (лента на экранах появилась спустя 20 лет под названием «Дышите глубже…»). После театральных постановок «Принц и нищий» (1968) и «Три мушкетера» (1969) они пожали плечами, но по образовании 2ХВВМ им пришлось развести руками. Что такое 2ХВВМ? Во-первых, это эфемерность мига появления божьих коровок (Biz Biz Marites) — группа существовала лишь с 1969 по 1970. Во-вторых, это означает «Ученики биг-бита» (Big Bita M&cekli) — учились они в основном у БИТЛЗ. К. вдруг стал рок-звездой — сочинял, играл, пел в ансамбле, пользующемся огромной популярностью, и делал множество глупостей вне его. Когда в концерте 2ХВВМ в Огре (там вечно что-то случается) на сцене появилось распятие, терпение властей лопнуло. Основанием немедленного расформирования группы послужили и финансовые неполадки.

После этого К. пишет рок-оперу «Эй, вы там!» (1970/71), сотрудничает с группой МЕНУЭТ и в конце 70-х почти полностью обращается к академической музыке. Рок-ораторию «Как море, как земля, как небеса» (1984), написанную вместе с Ю. Кулаковсом и Ю. Сеянсом и исполненную группой ПЕРКУНС, следовало расценивать как намек на возвращение, что и становится реальностью в февр. 1985 — образуется его нынешний коллектив ТУРАЙДСКАЯ РОЗА. Правда, назвать музыку К. для рок-составов роком нельзя (к року ближе всего — Симфония N 4). Еще меньше его творчество подпадает под определение «поп». Корни прежде всего надо искать в подлинной латышской народной музыке, не подверженной коммерческим и казенным влияниям. В ней удается найти и чрезвычайное богатство интонаций, и даже кажущиеся восточными пентатоники. Эти сотканные из многих мелодичных линий композиции способны перерождаться в сказку, которая чарует и в тревожный день.

Б. Агнис

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ЗОДИАК

Ведя рассказ о группе, фактически приходится говорить о творчестве «укротителя синтезаторов» Яниса Лусенса. Его первыми заявками стали рок-оратория для хора и инструментального ансамбля на стихи Омара Хайама и сотрудничество с Ю. Кулаковсом в группе АРКА. Как работу по заказу следует оценивать музыку Л. в бестселлерах «Диско Альянс» и «Музыка во Вселенной»: залогом успеха стала идея продюсера Александра Гривы вторгнуться в музыкальное пространство, открытое такими группами техно-рока, как ТЭНЖЕРИН ДРИМ и СПЕЙС. После окончания консерватории в 1983 Л. становится руководителем группы НЕПТУН. Из ансамбля, который до того исполнял лишь шуточные песенки, удалось выжать чикагские акценты (пожалуй, единственная такого рода попытка в латышском роке). Соединение духовых с частыми сольными партиями гитары В. Виргы и мощным голосом А. Брузе сокрушало зрителей размахом и бравадой. В середине 80-х Л. пишет музыку к спектаклю «Мама и нейтронная бомба», перелагает стихи латышских поэтов на музыку в стилистике разных эпох. Черты его новой музыки — тонкие и ранимые образы растерявшихся в ритме обыденности людей — воплощают вокалисты Майя Лусенс и Зигфрид Миктупавелс, драматичные соло электроскрипки и гитары Дзинтара Сагенса, дополненные звучанием синтезаторов Л. и Гитиса Звиргздыныпа. «In memoriam» — очередная концептуальная работа Л. — цепь миниатюрных зарисовок, напоминающих об утраченных и существующих памятниках культуры Латвии. Таким образом, группа отказалась от фантастических мотивов, чтобы осмыслить свое время, свою землю.

Б. Агнис

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ЖЕЛТЫЕ ПОЧТАЛЬОНЫ

Когда в 1981 Ингус Баукенилкс (бас, вокал), Виестурс Слава (гитара, вокал), Зигмандс Стройкис (клавишные) и Илгварс Ришкис (ударные) начали делать свою ироничную музыку, в среде стандартных слушателей бытовало представление, что поп-музыка — это глупая лирика, жужжащий шлягер, монотонный диско и нашествие итальянцев. Что можно было противопоставить в начале 80-х? Конечно же — новую волну. Высмеивание консервативного рок-действа стало принципом творчества ЖП. Отсюда особые отношения с латвийской поп-музыкой у этого стопроцентно самодеятельного коллектива: что для остальных становится новым словом, для ЖП — уже в прошлом.

Платформой музыкальных находок стал «стиль государственной бедности»: из скучнейшего магазинного инструментария они извлекают неожиданное звучание, отдельные партии записывают на ленту чудесным способом того времени, когда многодорожечных магнитофонов не существовало. Для ЖП типичны такого рода расчеты. «Скорость магнитофона 19 см/с. Вычисляем, какова длина такта в песне… первый удар — 1/16, надо отрезать ленту длиной 2,05 см, потом 3 удара в 1/4 такта — каждый из них получается в длину 8,2 см…» Направление, которое избрали ЖП, несовместимо с живыми выступлениями в концертах и привычным стилем работы в студиях «Мелодия». ЖП стали потаенными механиками поп-музыки. С 1989 Слава и Ришкис сотрудничают с вокалисткой Ингуной Черновой в перформенс-группе ЗА 19 ЛЕТ ДО.

Б. Агнис

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.