АРАКС

АРАКС — это не просто московская группа. Это — живая легенда отечественного хард-рока. АРАКС первым вывел хард-рок на большие официальные площадки, был пионером этого не слишком поощряемого в те годы официальными организациями стиля. Образован в конце 60-х на экономическом факультете МГУ. Название группе дала небольшая, но бурная река, протекающая в Закавказье. И, пожалуй, название — зто единственное, что напоминало к 1973 г. о первоначальном составе группы. К этому времени в составе АРАКСА играли уже практически только московские музыканты. Руководителем группы был Юрий Шахназаров, и именно он способствовал переходу группы в театр им. Ленинского комсомола. В театре АРАКС участвовал в спектаклях «Тиль», «Автоград-ХХ», а также спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и в записи пластинки с одноименным названием. Одновременно группа выступала в Москве и области. В 1976-1977 годах стабилизировался ее состав: Юрий Шахназаров — гитара, Сергей Беликов — вокал, бас, Сергей Рудницкий — клавишные, гитара, Вадим Голутвин — гитара (экс-ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА) и Анатолий Абрамов — ударные.

Но в 1978 г. в сопровождающий состав А. Пугачевой ушел Шахназаров. На его место в группу пришел ярый приверженец «блэкморовского» стиля Тимур Марделейшвили, игравший до этого во многих малоизвестных группах, последней из которых была ВИКТОРИЯ.

Одновременно с работой в театре и гастрольной деятельностью АРАКС сотрудничает с композитором А. Зацепиным (записывает его музыку к кинофильмам), аккомпанирует Ю. Антонову. К тому времени с АРАКСОМ уже начинает петь Анатолий Алешин (экс-ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА).

Летом 1979 г. группа приступила к записи диска «Колокол тревоги», на котором одна сторона была отдана группе, другая — Ю. Антонову в сопровождении АРАКСА. Выход пластинки был анонсирован прессой, но, уже записанная, она так и не вышла. Впоследствии Антонов выпустил все свои песни, записанные для «Колокола тревоги» на различных миньонах, в своих альбомах, сборниках. Материал, записанный АРАКСОМ, не появился и по сей день.

В 1980 г. АРАКС покидает театр и становится первой профессиональной хард-роковой группой в стране. Работает от Московской областной филармонии. После ряда успешных гастролей из АРАКСА уходит Беликов. Он предпочел сольную карьеру. На его место берут Евгения Маргулиса (экс-МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНИЕ). В таком составе АРАКС работает до лета 1982 г. Летом из-за перелома руки группу на некоторое время оставляет Абрамов и его подменяет Николай Чунусов (экс-КРУИЗ). Вскоре уходит Голутвин.

Мощная и экспрессивная музыка группы чересчур уж выделялась на фоне властвовавших тогда шлягеров, и деятельность АРАКСА была искусственно пресечена: в октябре 1982 г. он был расформирован.

Музыканты не сдавались — в октябре того же года появился проект ФЕНИКС, в котором играли Марделейшвили, Абрамов, Маргулис, певец Николай Парфенюк и клавишник Сергей Шмелев. Иногда ребята позволяли себе выступать под афишами АРАКСА, но в итоге их опять настигли… и ФЕНИКС стал ВЕТРОМ, а потом ГЛОБУСОМ, но из этого ничего не вышло. Напомним лишь, что через ФЕНИКС прошел басист Александр Миньков (сегодня в ПАРКЕ ГОРЬКОГО).

После окончательного распада в 1983 году пути музыкантов разошлись. Но в 1989 г. легенда ожила!

В новый состав АРАКСА вошли: Абрамов, Рудницкий, Парфенюк, басист Сергей Рыжов (экс-ДИНАМИК) и гитарист Сергей Березкин (экс-РОК-АТЕЛЬЕ). Сессионное участие в проекте принимает Тимур Марделейшвили.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

Обсуждение