Одна из наиболее популярных в стране хэви-металлических групп была создана в 1984 г. на базе ВИА ПОЮЩИЕ СЕРДЦА. Первое время в группе не было постоянного состава, и в этот период через нее прошли такие музыканты, как гитарист Сергей Потемкин (позднее играл в АЛЬФЕ), вокалист Николай Носков (затем — в ПАРКЕ ГОРЬКОГО), клавишник Александр Мясников (экс-АКЦЕНТ). Именно Носков привел сначала в группу басиста Александра Грановского, а потом ударника Александра Львова (сейчас — в ПАРКЕ ГОРЬКОГО). Однако, проведя большую работу по созданию коллектива, Носков в итоге ушел сам, и в феврале 1985 г. на его место пригласили певца Валерия Кипелова (экс-ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ).
В начале 1985 г. стабилизировался первый состав АРИИ. Владимир Холстинин (экс-АЛЬФА) — гитара, Александр Львов — ударные, Валерий Кипелов — вокал, Александр Грановский — бас, добавились Кирилл Покровский (экс-московский НАУТИЛУС) — клавишные и второй ударник Игорь Молчанов. Уже в сентябре музыканты приступили к записи первого альбома. Работа была закончена в ноябре, и лента вышла под названием «Мания величия». Музыкально она во многом напоминала АЙРОН МЭЙДЕН, но имела огромный успех по всей стране и содержала в себе такие боевики, как «Торреро», «Вокруг света за двадцать минут».
Немалая доля успеха пришлась на отличные, непривычно поэтичные для хэви-металла тексты А. Елина. Именно в этот период в группу приходит второй гитарист Андрей Большаков (экс-ЗИГЗАГ, КОКТЕЙЛЬ) и в музыкальной стилистике группы происходят радикальные изменения. Под влиянием Большакова и Грановского музыка становится более плотной, ритмичной. АРИЯ много гастролирует, становится лауреатом «Рок-панорамы-86». В ноябре 1986 г. выходит ее второй альбом «С кем ты?». Список успешных композиций был достаточно представителен: «Воля и разум», «С кем ты?», «Здесь куют металл», «Игры не для нас».
Однако в конце года в АРИИ возникли разногласия. В итоге после серии очень удачных концертов в столичном зале «Дружба» четыре участника АРИИ — Большаков, Грановский, Молчанов и Покровский — уходят, чтобы создать группу МАСТЕР. Одновременно с ними АРИЮ оставляет, чтобы перейти к Стасу Намину, второй ударник Львов. Оставшиеся в группе Кипелов и Холстинин начинают репетировать вдвоем и одновременно комплектуют новую группу. Первым приобретением становится давний товарищ Холстинина по ВОЛШЕБНЫМ СУМЕРКАМ и АЛЬФЕ басист Виталий Дубинин. Вслед за ним в группу приходят гитарист Сергей Маврин (экс-ЧЕРНЫЙ КОФЕ,, МЕТАЛЛАККОРД) и ударник Максим Удалов (экс-ЧЕРНЫЙ КОФЕ, МЕТАЛЛЛАККОРД). АРИЯ начинает восстанавливать свою популярность. Рецепт остается прежним — максимальная гастрольная деятельность плюс активное участие в фестивалях. В сентябре группа записывает третий альбом «Герой асфальта».
В 1988 г. группа совершает первые заграничные поездки. В ГДР участвует в фестивале «Рок за мир», в фестивале «Дни стены», затем дает десять концертов в Болгарии.
В сентябре уходит Удалов. На его место берут Александра Манякина (экс-КИНЕМАТОГРАФ).
Тем временем «Мелодия» в октябре выпускает в продажу первый диск группы, сделанный на основе ее третьего магнитофонного альбома «Герой асфальта».
В декабре 1988 г. АРИЯ принимает решение расстаться с прежним менеджментом и начинает работать самостоятельно, дав очень злой и успешный концерт в столичном ДК «Коммуна».
В марте 1989 г. АРИЯ записала четвертый альбом «Игра с огнем». Хотя материал, записанный на диске, очень интересен, но попытки сделать пару американизированных номеров несколько испортили впечатление от записи.
В августе-сентябре АРИЯ приняла участие в первом советском фестивале «Монстры рока СССР» в Череповце.
В начале 1990 г. группу покинули Дубинин и Маврин, уехавшие по контракту играть в ФРГ. На их место были приглашены гитарист Дмитрий Горбатиков (экс-КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) и басист Алексей Булкин (экс-РАУНД).
Но в сентябре, разочаровавшись в предложенном для работы материале и певице, которой они должны аккомпанировать, Дубинин и Маврин отказываются от контракта и возвращаются в АРИЮ. Воссоединившаяся группа на радостях дает несколько удачных концертов в столичном концертном зале ЗИЛа и приступает к подготовке материала для нового магнито-альбома.
Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.