Градский Александр

Один из основателей отечественной рок-музыки. Начал выступать еще в 1963 г. в ансамбле польских студентов ТАРАКАНЫ, в МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1964 г. играет с группой СЛАВЯНЕ. В 1966 – организует новую группу – СКОМОРОХИ. В первом составе участвовали также Александр Буйнов (бас) и Владимир Полонский (ударные). На протяжении 1966-1971 гг. в группе играли такие прекрасные музыканты, как Юрий Шахназаров (позднее – лидер АРАКСА) – бас; Александр Лерман (позднее – ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН) – гитара, вокал; Юрий Фокин (позднее – ЦВЕТЫ) – ударные; Игорь Саульский (позднее – МАШИНА ВРЕМЕНИ и АРСЕНАЛ) – клавишные и другие. До СКОМОРОХОВ репертуар групп, как правило, составляли песни БИТЛЗ и РОЛЛИНГ СТОУНЗ, а рок-музыка являлась, скорее, музыкой для танцев. СКОМОРОХИ начали сочинять сами, пели уже по-русски. “Жена угольщика”, “В полях под снегом и дождем”, “Испания” и другие песни СКОМОРОХОВ того периода позже появились на миньонах фирмы “Мелодия”, а в 1987-м она выпустила альбом “Размышления шута”, составленный из записей 1971-1974 гг.

В 1969 г. Градский, не порывая с группой, поступает на вокальный факультет института имени Гнесиных. В 1972 г. пишет музыку к кинофильму “Романс о влюбленных”, ставшему для молодежи тех лет таким же событием, как в 80-х – “Легко ли быть молодым” и “Асса”. По сути, это был первый кинофильм, в котором с экрана зазвучала рок-музыка.

Градский заканчивает институт, получает приглашение в оперу, но остается работать со СКОМОРОХАМИ. В середине семидесятых осваивает синтезатор, и теперь нередко выступает один. Он уже не только играет на гитаре и скрипке, как в первые годы, но и владеет еще и клавишными, ударными, челестой и другими инструментами.

Александр Градский выступает и сейчас – чаще под акустическую двенадцатиструнную гитару – с балладами, романсами, бит-номерами. Но особый успех, пожалуй, ему приносит работа в грамзаписи. При работе над пластинками ему помогают музыканты СКОМОРОХОВ: Сергей Зенько (саксофон, флейта) и Владимир Васильков (ударные). Градский – автор балета “Человек” по мотивам книги Р. Киплинга “Маугли” и оперы “Стадион”, посвященной трагическим событиям в Чили.

Сам Градский никогда не выпускал магнитофонных альбомов, и потому у всех его работ большой разрыв между датами записи и выхода в свет.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

Статьи

Метаморфозы Александра Градского / Петров Аркадий // Юность. - 1975. - №2

Этот тайм он проиграл / Апаликов В. // Советская Культура. - 1979. - 24 апреля

Александр Градский: “Вышел, спел, поехал дальше”? / Графов Э. // Советская Культура. - 1979. - май

Необыкновенный концерт / Водовозов М. // Московский Комсомолец. - 1983. - 29 мая

Судьба скомороха / Градский Александр // Юность. - 1988. - №6


Обсуждение