В популярности ленинградской группы КИНО есть что-то необъяснимое — и, действительно, успех, слава, массовое признание, которые, как правило, находят исполнителя после всплеска его творческой активности, пришли к КИНО тогда, когда группа, можно сказать, существовала уже только в воображении поклонников. Год КИНО начался весной 1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала, не репетировала, а ее участники были заняты реализацией собственных творческих планов. Казалось, лишь по чистой случайности они выкроили время и завершили работу над находившимся уже полгода в «полуфабрикатном» состоянии альбомом «Группа крови». Он-то и стал катализатором взрыва «киномании».
А началось все осенью 1981-го, когда на обломках давно забытых команд ПИЛИГРИМ, АБЗАЦ и ПАЛАТА N6 возникло трио ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. Пару месяцев спустя состав его сократился до дуэта, а название обратилось в КИНО, — в ту пору за ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в Рок-клуб, весной следующего года дебютировали на его сцене при деятельном участии музыкантов АКВАРИУМА и ЗООПАРКА, записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название «Сорок пять», пару раз выезжали в Москву и исчезали на целый год. Затем выступили еще пару раз — впятером — после чего неожиданно распались.
И все же в мае 1984 г. КИНО появилось вновь. Виктор Цой (гитара, вокал); Юрий Каспарян (гитара); Александр Титов (бас) и Георгий «Густав» Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и «темной лошадкой» вышли на сцену II ленинградского рок-фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок-движения. Звание лауреатов Рок-клуба КИНО подтверждали еще дважды — в 1985 и 1987 гг. Осенью 1984 г. Титова сменил Игорь Тихомиров — по совместительству бас-гитарист ДЖУНГЛЕЙ и ПОП-МЕХАНИКИ. С тех пор состав КИНО — если не считать эпизодических появлений разнообразных гитаристов, клавишников и перкуссионистов — остается неизменным.
Песни КИНО привлекают слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок-группы. В текстах В. Цоя — а именно он является автором практически всего репертуара КИНО — романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению.
После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева «Асса», в котором короткое появление КИНО стало едва ли не наиболее значительным моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание. Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли как по стране, так и за рубежом — в частности, в Дании, где группа принимала участие в благотворительных акциях движения «Некст стоп», Франции, где КИНО выступило на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже и на ежегодном фестивале советского рока «Снова в СССР» в Италии.
Помимо «Ассы» КИНО снималось также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а В. Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нургманова «Игла». В 1989 г, их пластинка выпущена во Франции.
15 августа 1990 г. В. Цой погиб в автокатастрофе.
В январе 1991 г. «Мелодия» выпустила «посмертный» альбом КИНО, доработанный в студии музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько дней до смерти.
Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.