ЛОМБАРД

Образовался осенью 1981 из ансамбля радиотехнического факультета НЭТИ. После отчисления из института басиста и певца Андрея Юрьева Вадимир «Борода» Бугаев (гитара), Андрей Циневич (клавишные) и Виктор Чаплыгин (ударные) на его место приглашают автора-исполнителя Геннадия Пестунова и придумывают название ЛОМБАРД. В янв. 1982 по стопам Юрьева отправляется Циневич, в февр. на время уходит Чаплыгин. Их заменяют способные музыканты Александр Чумаков (клавишные) и Владимир Исаков (ударные). 12 мая 1982 Л. дает свой первый концерт, на котором прозвучала композиция «Инквизитор». На одной из репетиций музыканты за 3 часа наспех записывают 8 песен, составивших первый альбом. Осенью по объявлению приходит вокалист Юрий Бараненко и возвращается Чаплыгин.

Л. отказывается от клавишных, продолжает участвовать в институтских мероприятиях, завоевывая признание и очищая репертуар от чужих песен. Апогеем успеха стал уличный концерт 5 мая 1983, собравший несколько тысяч человек. Гитара Бугайца определяет самобытный сибирский хард-роковый саунд Л., одухотворенные тексты Пестунова формируют гармоничный образный строй.

В янв. 1984 группа записывает альбом «Переступив порок», ставший последним: институтское начальство выгоняет их с базы. Опальный Л. вступает в эпоху разброда и шатаний, что, с одной стороны, приносит лавры героев и терновый венец мучеников, а с другой — заставляет изыскивать репетиционно-концертные возможности. Бугаец углубляется в дебри гитарной акустики, время от времени выступая соло. Чаплыгин работает с АМБОЙ и КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, Бараненко уходит в группу ПРЕЗИДЕНТ (она же — ГОРОД).

Последняя фаза Л. прошла в рамках рок-клуба. Лебединой песней стало выступление в Ленинграде (дек. 1986), где Л., КАЛИНОВ МОСТ и СТРАХОВОЙ ПОЛИС играли на сцене ЛДМ вместе с АЛИСОЙ и ПРИСУТСТВИЕМ. С Бугайцем выступали басист Сергей Шумилов и барабанщик Владимир Зотов. Как гитарист Бугаец все дальше уходит в авангард. Чтобы отделить свои новые музыкальные идеи от скандальной славы старого Л., он меняет название на нарочитое КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗАБЛУДШИХ АЛЬПИНИСТОВ, исполняя на концертах 40-минутные программные импровизации («Нет джаза без свинга»). Сыграв в 1988 несколько концертов в составе «Студии-8», Бугаец в сент. распускает группу и уезжает в Москву, в КАЛИНОВ МОСТ.

Значение Л. для Новосибирска можно сравнить со значением УРФИНА ДЖЮСА для Свердловска, ОБЛАЧНОГО КРАЯ для Архангельска, ДДТ для Уфы. Л. стал тем фундаментом, на котором впоследствии выстроился новосибирский рок.

Басист Пестунов в 1989, продолжая арт-роковые традиции Л., создал группу НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и записал один из лучших альбомов в истории новосибирского рока.

В. Мурзин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Обсуждение