ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ

Первый, специально организованный для профессиональной работы и давший имя жанру ВИА коллектив; родился в мае 1966, когда Анатолий Васильев (гитара, вокал; в прошлом известный ленинградский джазмен, с 1957 по 1965 участник эстрадного ансамбля ДРУЖБА п/у А. Броневицкого) решил реализовать свой интерес к поп-музыке и приблизить советскую эстраду к современным стандартам. После недолгих колебаний, отказавшись от использования традиционного вокалиста-крунера А. Королева, он опробовал новую модель на гастролях по черноморским турбазам и в нояб. 1966 официально дебютировал с ней на одной из самых популярных площадок Ленинграда — в Механическом институте: Евгений Броневицкий (гитара, бас, вокал), Владимир Калинин (гитара, вокал), Лев Вильдавский (ф-но), Галина Баранова (вокал), Сергей Лавровский (ударные). Программа ПГ в этот период состояла из песен и инструментальных номеров Васильева, Андрея Петрова, БИТЛЗ. В течение следующих полутора лет шло интенсивное формирование репертуара и состава. В ПГ появились пришедшие из самодеятельности певцы Александр Федоров и Елена Федорова, трубач Эдгар Бернштейн, клавишники Олег Мошкович и Альгис Паулавичус. Группа записала на «Мелодии» миниальбом (гранд), на котором ГИТАРЫ были не столько поющими, сколько играющими — инструментальные пьесы Васильева а ля ШЕДОУЗ и ВЕНЧЕРЗ.

В дальнейшем ПГ все реже исполняли собственную или оригинально обработанную музыку. Репертуар стали пополнять конъюнктурные, безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся заработать на интересе к новому жанру. В сущности, именно ПГ впервые использовали элементы рок-поп-музыки в аранжировках традиционных эстрадных песен.

Жанр, созданный ПГ, не только обеспечивал коммерческий успех, но и был многовариантен, что привело к появлению в начале 70-х гигантского числа электрогитарных ВИА. Чисто формально сохраняя внешние признаки рок-группы (инструментарий, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА воплотили худшие традиции советской эстрады. К тому же безудержная эксплуатация всевозможными околомузыкальными дельцами быстро исчерпала их творческий потенциал.

В середине 70-х ПГ обратились к крупным формам, поставив принесшие им шумный успех рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975, муз. А. Журбина, либретто Ю. Димитрина) и «Фламандская легенда» (1978, муз. Р. Гринблата, либретто Ю. Димитрина и Ю. Михайлова). Для участия в театральных постановках состав был радикально обновлен: пришли певцы Альберт Асадуллин и Валерий Цакадзе, певица Ирина Понаровская, гитаристы С. Шнейдер и В. Бровко; Ю. Иваненко (бас) и Ю. Соколова (ударные) сменили В. Васильев и А. Герштейн соответственно.

К началу 80-х популярность ПГ значительно упала: следующий театральный опыт — мюзикл «Гонки» — оказался неудачен, уход ведущих исполнителей и бесконечная текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей. Попытка вернуться на сцену с песенной программой также не принесла успеха. В 1986 ПГ (уже с новым руководителем А. Федченко) поставили собственную версию рок-оперы Рыбникова и Вознесенского «Юнона и Авось», а в 1988 ПГ преобразованы в музыкальный театр, рассчитанный на постановку главным образом опер, мюзиклов и т. п.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Обсуждение