САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Одна из первых групп, заложивших фундамент русскоязычного рока, была организована осенью 1969 г. студентом исторического факультета ЛГУ Владимиром Рекшаном. Дебют группы — после годичного периода репетиций, сочинения песен и бесконечных перестановок в составе — состоялся в сентябре 1970 г. и сразу же сделал ее знаменитой: поэтически зрелые тексты, отражавшие мироощущение «бунтующего» поколения конца шестидесятых, незатейливые, но свежие мелодии, стоявшие на стыке ритм-энд-блюза и традиционного городского романса, агрессивная, эпатирующая манера поведения на сцене были еще достаточно редким явлением и выделяли СПБ на фоне массы англоязычных эпигонов BEATLES и т. д.

В течение последующих двух лет САНКТ-ПЕТЕРБУРГ неуклонно расширял свою аудиторию, участвовал в популярных ночных концертах с польскими группами ТЕСТ и СКАЛЬДОВЕ, способствовал созданию в Ленинграде первого объединения рок-музыкантов — т. н. поп-федерации.

Весной 1972 г. оригинальный состав СПБ — Владимир Лемехов (бас), Сергей Лемехов (Барабаны), Михаил Марский (клавишныз) — распался, и Рекшан, отыграв полгода в сопровождении музыкантов близкой по духу группы СЛАВЯНЕ, реорганизовал СПБ в составе: Николай Корзинин (барабаны, гитара, вокал), Никита Лызлов (фортепьяно, барабаны) и Виктор Ковалев (бас). В конце того же года к ним присоединился 17-летний виртуоз, гитарист и скрипач Никита Зайцев. В 1973 г. группа достигла пика своей формы, однако по ряду причин вскоре распалась.

В начале 1974 г. Корзинин, Ковалев и Зайцев плюс пианист Сергей Курехин и барабанщик Михаил Кордюков дебютировали под новым именем БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ и довольно быстро стали одной из самых популярных групп города. Рекшан и Лызлов вновь реорганизовали СПБ, но ненадолго: к лету 1974 г. группа распалась окончательно. На протяжении следующего десятилетия бывшие «петербуржцы» несколько раз предпринимали попытки собраться вместе, занимались реализацией собственных проектов, в 1982-1983 гг. играли под «прозрачным» псевдонимом ГОРОД, однако только весной 1987 г. после возвращения в ряды группы Никиты Зайцева (успевшего поработать в составе ЦВЕТОВ и других филармонических команд) СПБ сумел обрести необходимый баланс сил и дал сенсационный кам-бэк-концерт на ежегодном Рок-н-ролл-шоу Н. Васина. В последние годы СПБ продолжает эпизодически выступать на различных рок-праздниках, участвовал в V и VI Фестивалях Рок-клуба, выезжал на гастроли. В 1988 г. ПО «Видеофильм» сделало полнометражную ленту, посвященную группе.

Помимо своей музыкальной практики В. Рекшан известен и литературным творчеством: его перу принадлежат десятки рассказов и повестей, в т. ч. «документальное повествование» «Кайф», живо описывающее историю» СПБ и его участников. В 1987 г. в Лениздате вышла его первая книга «Третий закон Ньютона», а в 1990 — «Кайф» (что любопытно, с иллюстрациями С. Лемехова!).

В 1988 г. Корзинин и Зайцев создали на основе СПБ еще один проект — группу НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС (Юрий Иваненко, Юрий Соколов, Юрий Задорнов, Александр Бровко), с которой записали альбом для фирмы «Мелодия» и удачно выступили на фестивале журнала «Аврора». В январе 1990 г. Рекшан с помощью сессионных музыкантов, но под именем СПБ записал звуковую дорожку к фильму «Панцирь».

Фигурирующий среди членов музыкального центра В. Киселева ансамбль СПБ-2 (или даже просто СПБ) никакого отношения к легендарной ленинградской группе не имеет, как не имеет и права на это название.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

Обсуждение