СТРАННЫЕ ИГРЫ

Пионеры новой волны на советской рок-сцене, СТРАННЫЕ ИГРЫ стали, возможно, первой в истории нашего рока группой, попытавшейся создать в своих концертных программах законченный аудиовизуальный образ, который увязывал воедино все — от музыки и текстов до сценического движения, костюмов, света и конферанса.

Основателем СТРАННЫХ ИГР был гитарист и певец Александр Давыдов, музыкальная биография которого началась в студенческих группах середины 70-х — случайные проекты и джемы сводили его на одной сцене с А. Ляпиным, Б. Аксеновым, С. Даниловым и Н. Куликовских, пока в 1979 г. он не познакомился с Виктором Сологубом, тогда гитаристом группы ВЕРХНИЙ БЬЕФ. Вдвоем они начали искать музыкантов и пробовать себя в различных амплуа, участвовали в Тартуском рок-фестивале 1980 г., дали несколько концертов дома и, так и не придумав названия своей группе, оказались у разбитого корыта летом 1980 г. (Из участников этого состава позднее успеха добились В. Сайко — ныне ФОРУМ и С. Перминов — Ч.П..).

Весь следующий год прошел в репетициях. К ноябрю 1981 г. Давыдов наконец нашел достойных партнеров в лице Виктора (бас, вокал) и Григория (гитара, вокал) Сологубов, Алексея Рахова (саксофон) и Николая Куликовских (клавишные). Перебрав ряд барабанщиков, они остановились на универсальном Александре Кондрашкине (АКВАРИУМ, ТАМБУРИН, ПИКНИК) и стали СТРАННЫМИ ИГРАМИ.

Впервые группа заявила о себе в марте 1982 г., когда, выступая перед именитым АКВАРИУМОМ, поразила аудиторию нетрадиционным звучанием и экстравагантным имиджем.

Одной из важнейших причин их успеха было то, что, взяв на вооружение ритмомелодические формулы «нью-уэйв» (ска, реггей, панк-рок), СТРАННЫЕ ИГРЫ соотнесли их с органически продуманным образом и манерой поведения. Тексты к своим песням участники СТРАННЫХ ИГР — вопреки традиционной для ленинградского рока авторской концепции — заимствовали в сборниках французской поэзии начала и середины века или у мастеров шансона.

С приходом в октябре 1982 г. второго клавишника Николая Гусева (экс-АРГОНАВТЫ, БАРОККО) формирование состава СТРАННЫХ ИГР завершилось и группа начала активно выступать. Состоялись первые гастроли в Москве; вышел записанный А. Тропилло альбом «Метаморфозы». На I фестивале Рок-клуба группа заняла третье место.

В апреле 1984 г. А. Давыдов и Н. Куликовских покинули СТРАННЫЕ ИГРЫ по причине творческих разногласий и занялись реализацией сольных программ. К сожалению, планам Александра Давыдова было не суждено сбыться: в июне 1984 г. он умер от сердечного приступа.

Выступление СТРАННЫХ ИГР на «Фестивале-84» оказалось неровным, однако к следующему году музыканты собрались с духом и снова стали лауреатами. К этому времени в составе СТРАННЫХ ИГР появился тромбонист Николай Ольшевский, а на основе группы возникло «дочернее предприятие» — ансамбль рок-н-ролл-возрождения СТАНДАРТ (включавший всех членов СТРАННЫХ ИГР минус В. Сологуб и плюс контрабасист Илья Нарет).

После III Рок-фестиваля участники СТРАННЫХ ИГР пришли к решению прекратить совместную деятельность — слишком различными были их взгляды на будущее группы. Рахов, Кондрашкин и Гусев после недолгого альянса с МАНУФАКТУРОЙ дебютировали как АВИА, а братья Сологубы на следующем фестивале выступали уже как ИГРЫ. Н. Куликовских в 1987 г. вернулся на сцену с группой ПЛАСТПОЛУМЕР (с 1989 г. — БЕСПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ), в которой пытается воплотить многие идеи, не получившие воплощения в период существования СТРАННЫХ ИГР.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

Обсуждение