Группа ЮГЕНДШТИЛЬ, несмотря на свою относительную молодость, — один из неофициальных, но бесспорных лидеров современного питерского «подпольного» рок-авангарда.
Не вызывая массовой истерии поклонников и не собирая стадионы, ребята честно и несколько наивно делают свое музыкальное «дело» — в их эмоциональной непосредственности есть и свежесть, и ладный профессионализм без излишних претензий.
История группы начинается с бурной и прерывистой карьеры Германа Подстаницкого, который в детстве овладел скрипкой, флейтой и фортепьяно, но безвозвратно отдался рок-искусу.
Примерно с 16 лет создавал различные музыкальные проекты с меняющимся составом (один из них, воздавая должное настойчивости лидера, именовался ГЕРИН ПУДЕЛЬ). Его привлекал экстремизм импортного модернового звука, но отпугивала «заштампованность» отечественной рок-сцены. Вернувшись в 1988 году после воинской службы в Германии, Герман вновь погружается в сочинительские эксперименты, отдает дань арт-роковой зауми и свободным импровизациям. В 1989 году его товарищем на творческом пути становится Андрей Градович — гитарист с хард-роковым прошлым, игравший в гатчинских командах ШАНС и ВАРИАНТ. После ряда перетурбаций за барабанами появляется молодой Виталий Сокульский. Группа тогда именуется ФРЕДЕРИК РЮЙШ — в честь голландского ученого XVIII в., подарившего свою коллекцию курьезов в петровскую Кунсткамеру. Ранние опыты музыкантов, пожалуй, оправдывают столь экзотическое название.
В 1990 году, пройдя очищающий душ панк-рока и счастливо избежав «хэви металлического» болота, группа начинает нащупывать свой собственный путь. К этому времени они находят постоянное репетиционное помещение, что ведет к немедленному качественному скачку. Герман играет на бас-гитаре, поет, сочиняет тексты, а также использует сюрреалистические стихотворные опусы своего друга Сергея Шувалова. В гитарной манере Андрея пропадает хардовая выспренная многословность и появляется вполне современный жгучий лаконизм. Наконец много и усердно репетирующий Виталик становится одним из лучших питерских «волновых» барабанщиков. Группа сочиняет новую программу, впоследствии легшую в основу их демо-альбома «БАВАРИЯ» (1990). В числе новых песен выделяется авангардистская «Эфиопия». Одно время это слово фигурирует в качестве возможного названия коллектива, но отвергается за слишком явные растафарианские ассоциации, не соответствующие ни музыке, ни имиджу группы. С помощью независимого рок- критика Алексея Курбановского выбирается окончательное название — ЮГЕНДШТИЛЬ, подчеркивающее и молодую амбициозность артистов, и их исконно питерские корни.
В ноябре 1990 г. команда вступает в Ленинградский (тогда еще) рок-клуб, записывает на пленку первую программу. Концерты пока редки: практически дебютом перед общегородской аудиторией становится выступление на фестивале «Рок — неза…» во Дворце молодежи в июле 1991 года. Группу заметили: она попадает на радио («Радио Балтика», «Эс-Эн-Си», «Рокси-Аудио», особый успех имеет романтическая песня «Женщины любят море»), питерский телеэкран, одобрительно отмечается в ряде газетных публикаций.
В конце 1991 — начале 1992 гг. складывается новая программа, составившая основу магнитоальбома «АННА УНД МАРТА БАДЕН» (1992). ЮГЕНДШТИЛЬ выступает в Москве в престижной компании на фестивале «Индюшата», играет летом в Пензе, а осенью — в Ярославле, хотя говорить о «гастрольных турне» не приходится. В числе новых хитов — «Собака», «Мы — фигуристы на розовом льду», «Не могу удержать себя», «Лишь бы ты не плакала». Звучание становится более уверенным и хлестким, где-то даже агрессивным. Последние выступления в родном городе — в клубах «Там-там», «Рокси», «Инди» и рок-кафе «Норд» проходят «на ура», хотя группа по-прежнему сохраняет гордый «независимый» статус и сравнительно малую популярность.
Жесткая, немного дикарская музыка ЮГЕНДШТИЛЯ — современный вариант «подпольного» экспериментаторства. Резкое гитарное стаккато, высокий птичий крик вокала, напористая, маршевая ритмика ударных — впечатляют эффектной плотностью звука (здесь необходимо воздать должное постоянному звукооператору группы Александру Канаеву), покоряют причудливой узорчатостью фактуры, под стать их «стильному» названию. Несомненно, они принадлежат к «индипенденту», ставящему творческую свободу выше массового коммерческого успеха. Тем более интересен отраженный в их музыке «звуковой портрет» нынешнего нервного, опасного времени.
Газета «RockFuzz», №8 за 1992 год