Когда в 1981 Ингус Баукенилкс (бас, вокал), Виестурс Слава (гитара, вокал), Зигмандс Стройкис (клавишные) и Илгварс Ришкис (ударные) начали делать свою ироничную музыку, в среде стандартных слушателей бытовало представление, что поп-музыка — это глупая лирика, жужжащий шлягер, монотонный диско и нашествие итальянцев. Что можно было противопоставить в начале 80-х? Конечно же — новую волну. Высмеивание консервативного рок-действа стало принципом творчества ЖП. Отсюда особые отношения с латвийской поп-музыкой у этого стопроцентно самодеятельного коллектива: что для остальных становится новым словом, для ЖП — уже в прошлом.
Платформой музыкальных находок стал «стиль государственной бедности»: из скучнейшего магазинного инструментария они извлекают неожиданное звучание, отдельные партии записывают на ленту чудесным способом того времени, когда многодорожечных магнитофонов не существовало. Для ЖП типичны такого рода расчеты. «Скорость магнитофона 19 см/с. Вычисляем, какова длина такта в песне… первый удар — 1/16, надо отрезать ленту длиной 2,05 см, потом 3 удара в 1/4 такта — каждый из них получается в длину 8,2 см…» Направление, которое избрали ЖП, несовместимо с живыми выступлениями в концертах и привычным стилем работы в студиях «Мелодия». ЖП стали потаенными механиками поп-музыки. С 1989 Слава и Ришкис сотрудничают с вокалисткой Ингуной Черновой в перформенс-группе ЗА 19 ЛЕТ ДО.
Б. Агнис
Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.