Иван Соколовский. Этническая музыка

«Этническое» чаще всего понимается как нечто «археологическое» и «этнографическое», как некий музейный экспонат, достойный преклонения и сохранения. Поэтому «этническое» противопоставляют «современному», «новому». Современное искусство мыслится как извращение этнических традиций или, в лучшем случае, как их сохранение или использование. «Пользование» этническими элементами культуры одобряется обычно в той степени, в какой эти элементы «сохраняются» в неизменном виде.

Однако «этническое» вовсе не есть что-то «древнее” и изначально неизменное. Этническое — исторично. Именно на этом[положении и строится музыкальная концепция проекта ЯТ-ХА. Использование ряда деконструированных элементов «текно» вовсе не означает какую-то профанацию этнического принципа. Если мы что-то и профанируем, то это скорее «модное» текно. Мы верны духу «этнического», «текно» же используется как исключительно прикладной, декоративный и реконструированный элемент. ЯТХА — это современный этнический стиль, а вовсе не эксплуатация этнических элементов в приложении к модным веяниям. В этом пункте мы принципиально противостоим западным тенденциям использования этнических элементов в искусстве, вне изначального онтологического и символического смысла, присущего этим элементам в иерархическом строе органических «этнических» культур.

Этническое есть органическое, особенное, связанное с постепенностью развития. Культурное начало, которое не стало еще унифицированным благодаря средствам информационного тиражирования. Афро-латинская ритмика уже не является этнической, так как средства массового инфо-тиражирования превратили элементы «афро-латина» в одну из составляющих всемирной космополитической культуры. Однако в ритмике «афро-латина» уже отсутствует культовый символический элемент, который был и остается этническим. Европейцы слышат звук африканского барабана, но не знают смысла этого звука. Можно играть рэп и в Жмеринке, но сакральный культовый смысл его, та особенная атмосфера и элемент общения, которые находят в рэпе негры, никогда не коснутся сознания жмеринских рэперов, как же как негр никогда не поймет весь смысл и всю внутреннюю красоту украинских песен, хотя любую из них можно семплировать и превратить в забавное реп-стебалово. И прекрасно потанцевать… По-африкански, разумеется…


Обсуждение