Нельзя сказать, что воронежский состав «КРЮГЕР» во главе с Александром Хамером бил рекорды популярности, но группа постоянно фигурировала в числе желанных участников любого столичного металл-фестиваля.
Большинство специалистов говорило о перспективности команды, выделяя особо его лидера — гитариста и вокалиста Хамера. Он бросался в глаза явной одержимостью и не менее явной талантливостью. У него был богатейший арсенал отличных идей и не меньший экстремизм. Во всяком случае публика на их концертах не скучала, а пресса не скупилась на авансы, трэки группы регулярно фигурировали в сборных аудио и видео релизах, вышел LP «Рожденный Мраком». Концертные шоу «КРЮГЕР» редко обходились без обилия пиротехники, света и огнедышащего Хамера. Группа, бесспорно смотрелась, звучала и запоминалась.
Зловещая машина ужасов и смерти под знаком «КРЮГЕР» запускает тяжелые двигатели. Хамер, Потрошитель и Маньяк восстали из холодных могил, повинуясь призыву Хозяина. Наместники Зверя выползают из сумрака ночи. Адская мясорубка ждет вонючего мяса, — человеческой падали — этими словами первой вещи «Черная месса» можно, в принципе, охарактеризовать в целом идейную концепцию воронежской группы «КРЮГЕР». Когда среди могильных маньяков «на ура» разошлось одноименное демо группы (1992) «КРЮГЕР» решил выдать его на винилле. Духовный брат Гленна Бентона (Diecide) Хамер и его команда круто порадовали этим пластом всех антихристов и tresh’n’deth-зомби. Нарядно оформленная и терпимо прописанная, эта пластинка наверняка будет хорошо раскупаться. Фирма MetalAgen, выпустившая этот LP, вновь осчастливила мрачных реаниматоров и угрюмых алхимиков очередным продуктом смерти.» Железный марш N8.
«13 и 14 марта в том же самом многострадальном ДК им. Горбунова прошел еще один металлический фестиваль, на этот раз посвященный выходу в свет юбилейного (десятого) номера газеты Zarraza. Зал переполнен. Открывает концерт tresh’n’deth’овый состав из Воронежа «КРЮГЕР». Сане Хамеру в тот день не повезло — буквально за пару дней до выступления выбыл из борьбы Маньяк, поэтому пришлось дергать струны под барабанную «фанеру». Но публика, тем не менее, начала дико угаратъ и толпами лезть на сцену». Железный Марш N9.
«Как сообщил Саня Хамер, басист Маньяк отстранен от занятий музыкой в связи с тем, что посажен в тюрьму за связь с коррумпированными кругами и незаконную торговлю наркотиками. На его месте оказалось сразу два человека с бас-гитарами в руках. Известны они только как Череп и Мясник. Как говорит сам Хамер, прошлой осенью он проехал не одну тысячу километров автостопом и на тяжелых грузовиках с дальнобойщиками, и всю дорогу его слух ласкали звуки неотрегулированных дизельных моторов без глушителей. Эти звуки оказались столь созвучными его душе, что он решил разрабатывать новое направление в тяжелей музыке — diesel. Для достижения наиболее полного эффекта в это деле необходимы две бас-гитары». Железный Марш N9.
А затем настала мертвая тишина на несколько лет. Но где-то год назад Хамер всплыл за звукорежиссерским пультом в R-club’e. Знающие его кипучую натуру люди поняли, что это — неспроста, что этот маньяк-гитареро обязательно скажет свое слово, и спокойно ждали. Так и произошло. Воссозданный «КРЮГЕР» стартовал в концертном сезоне 97-98 гг. Естественно, без внимания оставить такое событие — сущий грех, и Хамер был подвергнут процедуре допроса:
Корр.- Расскажи, что произошло? Почему года три назад все вдруг исчезло? Или ничего не исчезло, или кто-то (может быть ты) исчез?
Хамер- На самом деле так вот сказать ,что все исчезло, нельзя. Но исчезло очень многое. Во-первых, люди просто устали. Мы жили очень далеко от центра, в котором происходили все основные события, и у нас не было конкретного прямого выхода на центральную тусовку, и средств массовой информации. Все происходило на огромном энтузиазме, но косвенно опосредованно. И, хотя, информация поступала, жизнь начинала приобретать наполовину цыганский оттенок. Долго выдержать такое было невозможно. В общем, сценарий избитый и понятный. Естественно не было постоянной концертной работы. Люди устали, я ни на кого не обижаюсь. Пока были под крышей филармонии, жить было можно. Но воронежская филармония было испугалась того, что мы сделали, и… андеграунд есть андеграунд.
Кор.- У вас был очень активный период 92-93 год, но гребень волны, на которой вы тогда катили, уже начал загибаться вниз. Та стилистика себя изживала, и продолжать бить в ту же точку было и бессмысленно и вам, похоже, также неинтересно. Согласен?
Хамер- Вполне возможно, не спорю и не отрицаю. Нам тогда это нравилось, но кое-что мы уже делали по инерции. Мы написали еще два альбома — «Подлежит уничтожению» и «Голодный Волк» — они были уже в другом ключе, хотя, тем не менее, и они зашли не туда. И я просто захотел остановиться, подумать, куда я бегу, зачем!.. Нужно ли, интересно ли это мне, другим людям. Ведь творчество — оно для публики, без публики же нельзя. Еще одну вещь я понял за те годы, что мы расстались со вторым составом «Крюгера». Я занялся очень многими вещами, которые меня интересовали еще до того, как я начал делать музыку и музыка победила. Я ведь в свое время забросил всех родственников и близких друзей. Музыка меня тогда настолько засосала, что мне даже сейчас как-то не по себе. Я себя очень сильно ограничивал тогда.
Корр.- Но на тот момент это даже могло показаться логичным, памятуя о ваших текстах и общей одиозности » Крюгера», да и, чего греха таить, тебя лично…
Хамер- Если было такое впечатление, значит у нас выходило не то, что мы хотели. Никогда мы не хотели этого фуфла: убил ближнего, переверни кресты… Ад и сатанизм я воспринимал не как зло, а как альтернативу ханжеству, бизнесу, которым занимается церковь. Вот и все. Я для себя извлек одно — у нас есть Отец-создатель, который дал мне жизнь. Я не знаю, как его зовут, ни к какой религии себя не отношу- я их все считаю бизнесом. Я не вижу разницы между тем, кто ходит и втирает, что нужно дать пожертвования, и теми, кто говорит, что мы, мол, не местные, у нас украли все документы… А металлеры — они ведь только играются в сатанизм, никто же не хочет идти на войну, гнить, помирать, мучиться, вот и все… Даже Ад уже, наверное, устал от того, что говорят люди под знаком христианства.
Корр.- Ты говоришь, что вспомнил и испробовал многие ипостаси и грани творческой жизни помимо музыки, побывал в различных «закоулках»человеческих увлечений и страстей. То, что ты оттуда вынес, как-то дало новый импульс музыке?
Хамер- Обязательно. Когда ты лишаешься энергии, которую дает тусовка, тебе необходим какой-то другой энергообмен. И я его нашел. Здорово, когда у тебя есть еще куча интереснейших фишек, которые питают твое творчество.
Корр.- И все же было и другое зерно в «Рожденном мраком». Ты улыбаешься, я вижу, ты понял, о чем я говорю, куда клоню. Два перла, шедевра-таки: «Львица рока» и «Пейте пиво». Они явно выбивались из общей концепции, несли в себе заряд жизни и здорового рок-н-ролла. И я всегда верил, что «КРЮГЕР» и заживет вновь, то это должна быть жизнь именно в такой бодрой зажигательной среде. Как сам ты относишься к этой грани своего творчества? И не дала ли она в самом деле новые ростки?
Хамер- Сейчас ты просто в точку попал. В первом альбоме «Эмбрион сатаны» у нас были также песни «Harley Davidson» и «Ельцин виват». Мы тогда написали ее из соображений, что мы — музыканты — получаем много говна по жизни, гораздо больше, чем похвал, уж у них там… Мы думали, если он (Ельцин) ее услышит, то она (песня) ему чем- нибудь поможет. Я не знаю, чего он там по жизни хочет, но человек сделал для России немало. А в следующем альбоме среди жутких инферналий были именно «Львица рока» и «Пейте Пиво Пенное». На этих песнях мы просто отдохнули, сделали рок-н-ролл, который нас прикалывает. Ведь по жизни нужно делать то, что в кайф! Не надо никого учить, все сами поймут, что им нужно, или не поймут — если им не нужно понимать… Нужно играть музыку, чтобы публика получала удовольствие. Вот и все.
Корр.- Продолжаем говорить за жизнь. Не далее как лет 5 назад мы жили в эпохе, где почти все было понятно, на сцене десятилетиями рубились монстры, выпустившие по 5…15(!) альбомов. Было время на серьезные эксперименты, концептуальность, на то, чтобы нести сквозь годы(!) свое узнаваемое лицо. А сегодняшний мир настолько сиюминутен, что разовые, пусть месячные проекты улетают со скоростью локомотива, не оставляя даже облачка дыма… Как ты видишь себя в этой сиюминутности, ведь ситуация кардинально изменилась, ты выходец еще оттуда?
Хамер- На самом деле ничего коренным образом не менялось. Если есть художник, то ты его не заставишь делать сиюминутность. Он может, чтобы купить штаны или, там, покушать, сляпать модную подделку, но, в основном, он будет вести свою линию. Есть дельцы шоу-бизнеса, которые знают, что сегодня можно продать. Они делают не музыку, а жевательную резинку («…а ты жуй, жуй свой «орбит без сахара»). И все. Здесь два пути: один — chewing gum пожевали, выплюнули и забыли, а другой путь путь искусства. Когда моют золото, то, чтобы намыть песчинку, перемывают сотни килограмм грязи. Так что, я считаю, путь развития, искусств он всегда актуален.
Корр.- Рядом с тобой всегда был какой-то коллектив, команда, люди, которые резонировали с тобой. Сегодня ты, практически, один. Как самочувствие? Тебе нужны, вообще, единомышленники в одной упряжке или ты вполне самостоятельная творческая единица, как, например, Blackie Lowless или Rock’N’Roll? То есть, оставляешь за собой некий status quo своеобразного стержня, на который все нанизывается и получается гармоничный ансамбль?
Хамер- К сожалению, status quo — он присутствует, потому что приходится рассчитывать только на самого себя. Тем не менее, хоть я и не могу назвать себя счастливчиком по жизни, вокруг всегда были люди, которые мне здорово помогали. Вот Саша Трофимов — человек, которому я благодарен по гроб жизни. Столько, сколько он для меня сделал — это фантастика. А вообще, вот, что скажу. Когда работа получается хорошая, то «мы» остается, а когда нет успеха, то все получаешь сполна только сам.
Корр.- Давай поговорим конкретно о сегодняшнем творчестве «Крюгера». Чего от вас ждать для начала: живых концертных шоу или аудио/видео продукции?
Хаммер- Тут комплекс должен быть. Но, во-первых конечно же играть живые концерты. Если народ увидевший нас, откликнется, это безошибочно видно в глазах, значит все отлично — нужно продолжать и играть и записываться. Если кисляк — то все, надо завязывать, тут ничего не попишешь…
Корр.- Ну как с таким усталым по жизни настроением выходить на сцену?
Хамер- Ха-ха! А я не устал вовсе. Я просто честен с собой и уже знаю, что почем.
Корр.- Что за музыку вы сегодня делаете? Можешь что-то сказать, или вопрос лишен смысла?
Хамер- Мы играем обычный тяжелый рок. Как он называется? Пусть придумывают те, кто его слушает, кто будет писать и говорить, вот ты, например. Программа в основном, новая. Но уже готово и четыре старых хита — не могу отказать пацанам,когда просят на концерте сыграть. Да и самому порой интересно.
Корр.- Кто сегодня с тобой в команде?
Хамер- Викинг на басу — молодой персонаж, подающий надежды, талантливый парень, который и поет неплохо. Мы сегодня играем без всяких рычаний и прочих атрибутов death metal. И барабанщик Женя Кюн- очень классный барабанщик. Мы дали уже несколько концертов. Все было очень бодро и здорово. Я не могу отказаться от шоу на сцене. И все как говорится, будет. Что вызывает у человека самые сильные эмоции? Секс, страх и юмор. Это было у нас вчера. Что будет сегодня? Есть новые идеи, но больше ничего говорить не буду — приходите на концерты. Это не похоже ни на что, что я видел. Правда, могут быть проблемы с пожарными — больно много дыма от нас!
Корр.- С точки зрения Отца-Создателя мужчина и женщина абсолютно равны и ценны, как Инь и Янь. Koго больше приходит к вам на концерты? Кто как реагирует на вас?
Хамер- И тех и других хватает, и я этому очень рад. Не стану скрывать, больше я люблю публику рокерского вида. Здесь, работая R-club’e, я вижу много ребят, которые еще не определились по жизни. И я был бы рад, если они услышат что-то интересное от нас, получают ответы на какие-то свои вопросы, люблю девчонок, скрывать не буду. А девчонки — они чем еще хороши? Они пацанов своих на концерт приводят. И я не стесняюсь этого бизнес-момента. Ведь мы же по жизни друг без друга никуда — музыкангы и фэны.
Корр.- Я знаю, раньше ты частенько пускался, что называется во все тяжкие. Как сегодня, остепенился?
Хамер- Пили много, курили много, пробовали и наркотики. Слава Богу — не понравилось. Девчонки, ну как без них? А что я из этого вынес? Мужчина должен быть по жизни воином. Все остальное имеет место, но не должно мешать этому делу. И еще хороший урел — мертвый урел. А урел это переходная формация от человека к обезьяне (когда у меня плохое настроение) или от обезьяны к человеку (если я не в духе).
Корр.- Что ты думаешь о проблеме экологии в сегодняшнем мире?
Хамер- Судя по тому, как к экологии относятся люди с набитыми кошельками, наша планета, конечно, умрет. Мир, от как-то не так развивается.
Корр.- Какая музыка тебя сегодня греет, что ты рад услышать из радиоприемника, сидя за пультом в клубе?
Хамер- Классика. Бетховен, Паганини, Вивальди, Вагнер… и тяжелый рок, классический.
Корр.- Ну да, понятно, все тот же неискоренимый комплекс…
Хамер- А я не стесняюсь.
А. Бутряков