Пираты. Это хорошо или плохо? Плохо — скажет каждый школьник, правда, тут же пойдет на Горбушку и купит пиратский компакт-диск или кассету и будет слушать музыку… Слухи о том, что самый большой в стране рассадник аудио- и видео- пиратства разгонят и прикроют, в очередной раз не оправдались, хотя и было проведено несколько облав с конфискациями. Куда-то отправлялись автобусы, набитые «незаконнорожденными» компактами и кассетами.
Показательные аутодафе сегодня тоже в моде — ломают, жгут, давят бульдозерами…Общественность поддерживает антипиратские расправы, вероятно памятуя личные обиды. Конечно, каждому, хоть раз в жизни пришлось оплакивать деньги, потраченные на приобретение совершенно непригодной для просмотра или прослушивания кассеты. Но поглощение пиратских подделок продолжается огромными темпами, что неудивительно. Лицензионный компакт-диск отечественного производства стоит 7-10$, «родной» импортный — 15-20$, пиратский — 50-60 руб; «родная» аудиокассета может стоить 35-40 руб; лицензионные отечественные кассеты и кассеты пиратские не особенно отличаются по цене (20-25 руб.), но за то выбор… На рынке можно купить все, что угодно и это притягивает как магнит. За день палатка расположенная на Горбушке продает более ста аудионосителей, а всего таких палаток около тысячи…
Рядовая пиратская фирма, зарегистрированная как некое ТОО или АОЗТ обычно имеет в своем «штате» около пяти человек. Помимо директора это оператор, мастер по ремонту аппаратуры, бухгалтер, шофер. Изготовление аудионосителей, как правило, происходит на небольших студиях, где возможна одновременная запись ста и более кассет или компакт-дисков. Обложки и вкладыши печатают «свои люди», в «своих типографиях». А для успешного завершения процесса упаковочные станки и коробочки можно купить на той же самой Горбушке… Своего ремесла пираты не стыдятся, а количество их растет и множится.
Два года назад Сергей Гурьев в статье «Меломаны капитана Блада» (газета «Московский Бит») цитировал вполне логичное рассуждение некоего старого пирата П. торгующего на Горбушке: «На самом деле мы миссионеры. Мы несем в народ хорошую музыку на хорошем звуке. При наших зарплатах цена 15$ за компакт-диск — это нонсенс. Те, кто может брать за такие деньги — это, как правило, снобы. И вообще, это просто обиралово народа империалистами- монополистами. Ведь реальная себестоимость CD всего 50 центов. С прибылью завода и оформлением получается 1$ Плюс еще 1$ на гонорар артисту (если это, конечно, не суперзвезда), плюс 1-1.5$ — прибыль рекорд-компании, плюс 1.5 -2$ — розничные наценки. Всего получается примерно 5$. Откуда же 15?! Все это просто конкретный уговор империалистов, раздел рынка и нарушение антимонопольного законодательства». Здесь же автор отделил от пиратов «флибустьеров». Последние отличались тем, что на их продукции была надпись «Все права защищены. Лицензионное соглашение № … между РАО и …». Сегодня это м’ожно увидеть практически на всех кассетах и ком- пакт-дисках. Иногда такие надписи следует расценивать как «на заборе тоже написано», но зачастую продавец может предъявить вполне реальную лицензию, полученную в РАО. Якобы авторские права защищены и отчисления идут, однако реальное количество произведенной и проданной продукции на самом деле контролю не поддается…
В РАО об этом знают, но только разводят руками, ничего, мол, не поделаешь. Ясно, что все фирмы давно разорились бы, если бы вели полностью легальный бизнес, многие «показывают» официально только 50-30% своей деятельности. Количество обладателей лицензий на одно и то же произведение, альбом и т.д. тоже «ограничивать бесполезно, — говорит начальник отдела механической записи (ОМЗ) РАО Игорь Маматов — тогда будут тиражировать без спроса, а так, хоть какие-то отчисления».
Ребята, давайте жить дружно!
Текст примерно такого содержания красуется на обложке альбома «Жизнь» питерского музыканта Паши Кашина: «Просьба: не тиражируйте этот альбом в коммерческих целях без нашей лицензии, иначе Вы не только нарушаете закон об охране авторских прав, но и просто обкрадываете П. Кашина и его музыкантов. Не воруйте…» Действительно, нельзя сказать, чтобы альбом «Жизнь» продавался на каждом шагу. Правда трудновато утверждать, что именно заставило пиратов воздержаться, то ли сие трогательное обращение, то ли то, что сама музыка не годится для «коммерческих целей», (хотя, например другой альбом того же Кашина в Москве продается, не смотря на предупреждение «Не для тиражирования в Москве и Московской области»).
Еще один намек на примирение с пиратами прозвучал из уст руководителей проекта «Песни нашего века». Вот что передавало об этом агенство Intermedia: «По словам Юрия Хлопотина, тиражи нелегально изданных дисков перевалили за 100.000 экземпляров. «Это греет мое сердце, цель достигнута, пусть и благодаря пиратам», — обрадовался Георгий Васильев, услышав цифру, и объяснил, что проект был более социальным, нежели коммерческим. Олег Митяев добавил, что если бы издатели незаконных дисков переводили отчисления в фонды Юрия Визбора и Булата Окуджавы, что происходит со значительной частью доходов от легальных «Песен», то к ним бы вообще никаких претензий не было».
Но это случаи редкие, исключительные, к тому же скорее относящиеся к разряду приколов, дабы повеселить себя и окружающих (как, например, надпись: «А на этом месте вашей рекламы не будет никогда», помещенная на обложке альбома группы Медведь Шатун).
А кому-то не смешно…
К таковым относятся очень многие отечественные исполнители. Некоторых пираты обижают даже не просто так, а в извращенной форме. По словам директора Линды Михаила Кувшинова сегодня продается несколько «несуществующих» сборников певицы, то есть подбор песен и оформление не согласовывалось ни с представителями артистки, ни тем более с ней самой.
Продюсер группы «Сплин» Александр Пономарев считает, что его подопечные страдают от пиратов больше всех, альбомы с их записями «грузят ящиками». Из того, что есть в продаже лицензионная продукция составляет примерно 5%, остальные 95% — пиратская. На гонорарах артистов это отражается соответственно. Когда попытались что-то выяснить и помешать, то бандиты охраняющие пиратов посоветовали «не соваться». (Правда, кто из групп больше всех страдает, вряд ли можно выяснить. Например по данным Gala Records 99 из 100 кассет группы «Вопли Видоплясова», поступающих в продажу изготовлены пиратами).
Кстати, Александр Пономарев поделился совершенно секретной информацией: один его знакомый присутствовал на «собрании пиратов» и слышал, что скоро все звукозаписывающие компании вообще будут «уничтожены», потому как пираты обзавелись очень хорошей аппаратурой, и теперь всю музыку переписывают прямо с радио…
Пираты бескровных сражений
Есть и такие, правда пиратами их назвать трудно, они никого непосредственно не обкрадывают, разве что государство (если подходить к вопросу формально), так как существуют практически подпольно, официальной бухгалтерии не имеют и налогов не платят.
Схема очень простая: молодая, никому неизвестная группа, хочет выпустить альбом, отчаявшись заключить контракт с крупной звукозаписывающей компанией она обращается в некую фирму «X», где могут помочь арендовать недорогую студию, напечатать вкладыши для кассет и наконец записать сами кассеты — старинным пиратским способом — при помощи десятка магнитофонов, размещенных в обычной квартире. Выходит такая продукция как правило эксклюзивными тиражами — около тысячи экземпляров. Прибыль артисты и производители делят в зависимости от договоренности… Хотя очень часто подобные проекты приносят только убытки и если кто-то этим занимается, то исключительно из любви к искусству, к нашему родному андеграунду. Медленно, но верно дело продвигается. Например одна такая фирма за год может помочь выпустить альбомы примерно 10-15 молодым группам.
Конечно, провести черту между пиратами «злыми» и «добрыми» можно не всегда. Зачастую пиратские компании, живущие за счет откровенного воровства интеллектуальной собственности, тоже помогают молодым музыкантам осуществлять свои проекты (как бы в противовес расхожему утверждению, что деньги, украденные пиратами у звукозаписывающих компаний могли бы пойти на раскрутку начинающих групп). К тому же понятно, что возможность слушать музыку, которая появляется в мире, также как возможность читать книги напрямую помогает развитию культуры, в данном случае музыкальной.
Сегодня многие, даже зарубежные записи появляются на нашем рынке прямо со студии, то есть в руки пиратов попадают экземпляры, выпущенные для промоушна (not for sale). Нехорошо конечно, зато оперативно…
Врезультате преступной деятельности аудиопиратов мировая индустрия ежегодно теряет 2 млрд. долл. Это подсчитать успели. А что будет если вдруг действительно исчезнут все пираты подсчитать трудно, но можно представить: несколько крупных фирм монополизируют рынок и договорятся о том, какую музыку всем нам слушать, зато на прилавках палаток и магазинов останется все только лицензионное, по лицензионно-монопольным ценам… Артисты и их продюсеры, разумеется, будут терять меньше денег, только, где гарантия, что в «безвоздушно-безмузыкальном» пространстве количество новых интересных проектов тоже не станет меньше? Конечно, остается музыка в Интернете, с этим бороться еще не научились, правда, пока всемирная паутина опутает такую необъятную страну как Россия ждать придется долго. А вот переписать кассету у соседа при современном развитии техники не сложно, но через это мы уже проходили, стоит ли снова? Страшно будет услышать однажды, что прекрасный мир звуков вокруг нас стал хриплым и однообразным…
Анна Юферева