Существует мнение, что никакой «музыки» в роке нет, а есть только шум и грохот. Доля истины в таком рассуждении имеете»: если под слогом «шум» мы будем понимать более профессиональный термин «саунд», а под словом «грохот» — ритм, то, действительно, получаем две важнейшие составляющие рока. Справедливо и то, что в массе рок-песен встречается немало сугубо «общих мест» — расхожих блюзовых гармоний, по праву именуемых «стандартами». Тем не менее в медодии — а именно она по традиции считается у нас основным носителем «музыки» — в роке присутствует. Причем отнюдь не в худших своих проявлениях — достаточно послушать песни «Битлз».
Советскому року в плане «музыкальности» не повезло особенно помимо обычных претензий по части шума ему постоянно адресуют и сомнительные комплименты типа: «наш рок — это не музыка, а социальный феномен» или «главное в нашем роке — это Слово, а музыка играет подчиненную роль…» Что ж и это во многом верно: содержание, гражданский и духовный пафос песен представляются многим нашим рок-авторам предметом более важным и требующим больших творческих усилий, чем сочинение музыки. К счастью не то преднамеренно, не то по чистой случайности замечательная музыка всеже рождается в недрах нашей социально-озабоченной рок- тусовки. Это с одной стороны, интеллектуальные эксперименты, приближающиеся к «академическим» формам («Лжунгли», «Поп механика», «Cонанс», Алексей Тетин), с другой — просто красивые мелодичные песни. О том, что эти последние реально существуют убедительно свидетельствует работа Павла Быкова «непривозной рок».
Эта работа — первая в своем роде, здесь далекому Новосибирску выпала честь обогнать богатые на музыковедов Москву и Ленинград. Говорить о «полезности» и «своевременности» сборника, кажется, излишне огромная популярность рок-музыки, равно как и запутанность ее, как художественной сферы, — общеизвестны. Постоянно сетуя на «серость», музыкальную неподготовленность поклонников рока, наши культурные инстанции и музыкальные светила забывают о том, что сами они не сделали ничего чтобы эту безграмотность ликвидировать — не смогли даже наладить выпусти нотных сборников песен данного жанрэ. И тут на помощь пришел Павел Быков — за что ему искреннее спасибо!
Подбор песен в сборнике может вызвать недоумение — здесь практически нет «хитов», нет песен, которые скандируют стадионы, нет легендарных поколения. Автор руководствуется иным принципами и для данной работы принцип этот совершенно оправдан, речь идет о музыкальной насыщенности песен., об их мелодического своеобразия. И мне кажется чутье не обмануло Павла Быкова – подборка получилась разнообразной и достаточно убедительной. Практически здесь представлены все основные типы рок-мелодики: от «бардовской» (Александр Башлачев) до «ливерпульской» («Страховой полис»), от «романтическо-балладной» («Мануфактура») до «русско фольклорной»(«Калинов мост»). Некоторые из песен сборника в частности «Волшебница» московского «Центра» — столь эффектны ,что пожалуй вполне могли бы пополнить «золотой фонд» мелодий мирового рока. Вполне достойно на этом фоне выглядят и сочинения сибирских групп, надо надеяться, что они станут известны поклонникам жанра в Европейской части не только по нотным сборникам.
Работ» Павла Быкова — первые шаг и по непаханой целине, и несправедливо было бы сразу упрекать его в том что кто-то забыт и «не охвачен». Несколько замечаний все же выскажу — в плане пожеланий на будущее. На мой взгляд не самыми яркими работами представлены в сборнике «Аквариум» и «Кино»; равные «акустические» сочинения Гребенщикова и Цоя (более рельефно, как мне кажется, представляют их мелодическое мышление. Ряд первоклассных рок-композиторов вообще остался за рамками «Первого тома»: это Андрей Макаревич — один из самых первых и самих талантливых наших авторов. Владимир Леви («Тамбурин») написавший ряд изумительных по красоте песен в стиле фолк-рок: автор блестящих ностальгических
рок-шлягеров Евгений Xавтан («Браво»), уьонченный и изобретательный стилист Николай Гусев («Странные игры», «АВИА»)… Разумеется, список можно было бы продолжать и продолжать. Работа по нотированию советского рока — зачастую, кстати, созданного людьми не знающими нот – только начинается. Будем ждать второго и всех последующих томов..