Реплики со стороны (Николай Мейнерт (Таллинн)

Специально для «ЭНска» (и об «Энске»)
С моей таллиннской колокольни, возможно, многие явления видятся в ином ракурсе. И нет никакой уверенности, что за дальностью расстояния предметы не искажаются. Потому, не воспринимайте все сказанное слишком критично, может, дела обстоят совсем не так, но я их так вижу.
Для начала обратимся к первому номеру пресс-релиза «ЭНск»: «Провалилась ставка на рок, как явление исключительно социального протеста» (А. Гаспарян); «На небосклоне поп- и рок- музыки— воцарилась пасмурная, серая погода…»(М. Садчиков); «Гора родила мышь…». Ну и так далее.
К чему такая похоронность? Да, опустели залы, уникальные рок-темы стали общими, музыканты получили желаемый «официальный» статус и произошло еще множество событий: на сиене, радио, ТВ, в газетах, журналах, в сознании — событий, которые пять лет назад казались фантастикой. Так не за это ли самое боролись? Почему одержанная победа вызывает уныние? Подучается, что проломив головой брешь в стене, первопроходцы рока дали возможность построить ка месте дыры широкие ворота, и теперь гуляющие, развлекаясь, посмеиваются над их растерянностью. А рокеры, не найдя за проломом привычкой следующей стены, не знают куда девать «штурмовой» потенциал…
Каков же вывод? Все течет, все изменяется. Рок был социальным явлением на том периоде, когда социальность оставалась единственной фермой самозащиты, когда зa пределами рок-культуры большинство предпочитало отмалчиваться, а личностное начало сохранялось в постоянной «роковой» борьбе. Борьба принесла свои результаты, глядеть на будущее приходится иными глазами.
Пока (или если?) не грянули вполне допустимые диктаторские рецидивы, социальную функцию рока можно считать исчерпанной. На очереди разговор о повседневной культуре. То есть, как добиться нормального, гармоничного, профессионального, грамотного существования любой (не только рок-музыки (и не только музыки) в нашем странном обществе. И здесь неожиданности вполне предсказуемы:
— Пустые залы? — рок всегда был элитарным. Что касается ажиотажа, то это почти всегда было результатом малого числа концертов и обилия слухов.
— Отсутствие готовых структур, куда рок во всех модификациях (от хэви до арта) мог бы вписаться? — так их необходимо создавать. Ибо только два механизма более-менее отработаны в стране — идеологический и коммерческий. Культуре здесь места нет.
Важность сейчас приобретает не социально-критическое содержание «музыкальных игр», а создание собственных концертных, издательских. записывающих систем из профессиональной основе. И хорошо бы этому научиться, не увлекались собственной зарплатой и не преклоняясь перед западными достижениями.
Здесь я попытаюсь прокомментировать некоторые мнения по поводу таллиннского фестиваля «Рок Саммер». На примере этих концертов можно проиллюстрировать высказанную выше концепцию формирования культуры.
На лоне нищеты предшествующих времен, выигрышнее всего создавать нечто, определяемое мною как «бац-зффект». А не пригласить ли нам «Дип Перпл»? А не устроить ли новый «Вудсток»? Последствия помпезности и гигантомании дают о себе знать и в рокерском сознании. Пожалуй, лишь вульгарный размах американских зрелищ сравним С нашими амбициями, но у тех он обоснован экономически. Порумаем о возможных последствиях разового Советского «Вудстока»

Исчерпав флер «русско-советской экзотики», организаторы рискуют на следующий год не получить ни одного участника — достаточно оценить наш «ненавязчивый» сервис, обаятельных администраторов, трудности с валютой. Пример с «Биг Кантри» тому очередное подтверждение*.
Финляндия, обладающая конвертируемой валютой, по целому ряду причин никак не может вывести свой «Провинсси Рок» на супер-уровень, но он является вполне стабильным европейским рок-фсстивзлем. А если гозорить об участниках, то выступавшие за два года в Таллинне Роберт Крзй, Стив Хэкетг, Джони Лайдон, «Биг Катри», «Джизус Энд Мэри Чейн» по рок-табелю о рангах даже, пожалуй, выше Рея Кудера или «Рамонес», включенных в программу «Проаинсси рок-88».
«Рок Самнер» пытается сформировать традицию. Конечно, не без ошибок и сложностей — к их числу можно отнести вопрос о советских участниках. Словом, сравнимые масштабные, но разовые акции с постепенным движением, накоплением опыта, обучением элементарным основам профессионального рок-фестиваля, я отдаю предпочтение второму. Ибо это и есть формирозанке культурной среды. Пресса, рок-критика, звукозапись. ТВ и радио — должны предоставить нормальную возможность выбора и соответствующую информацию для зрителя. Хочется верить, что не одним только ласковым маем живет все вокруг. Впрочем, для Новосибирска, где в студиях тиражируется преимущественно отечественный попе, подобный разговор, возможно, и не особенно актуален. Но региональность оценок и пристрастий — это уже другая тема.
* После организованных Стасом Наминым гастролей «Биг Кантри» в Москве, группа понесла убыток в 200 тыс. фунтов стерлингов, что явилось одной из причин ее распада. На пресс-конференции по этому поводу менеджер «БК» обвинил Намина в нарушении условий договора. Советское посольство в Лондоне пообещало расследовать инцидент. Желающих подробнее ознакомиться с сутью конфликта и мнениями сторон отсылаем к статье таллиннской рок-газеты «333» (июнь—июль 1989).


Обсуждение