Егор Летов остается самим собой?

СОБСТВЕННО, ИГОРЬ (ЕГОР) ЛЕТОВ НЕ СКАЗАЛ НИЧЕГО НОВОГО. НА ФОНЕ ИНФОРМАЦИОННОГО БУМА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ОН ПРЕПОДНОСИЛ СВОИМ ФАНАМ ВПОЛНЕ БАНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ЕСЛИ РАССМАТРИВАТЬ ИХ В СОЦИАЛЬНОМ ИЛИ ПРАВОВЕДЧЕСКОМ АСПЕКТАХ. ПОЖАЛУЙ, ОН И НЕ СТРЕМИЛСЯ НИКОГДА К КУЧЕ ГРЯЗНОГО ТРЯПЬЯ НАШИХ НЕДОСТАТКОВ ОБНАРУЖИТЬ НЕПРЕМЕННО НОВУЮ ПРОРЕХУ, СОЗДАТЬ НЕЧТО НОВОЕ В КРИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ. ЕГОР ГОВОРИТ УСРЕДНЕННЫМ ЯЗЫКОМ ТУСОВКИ, СВОЙСТВА КОТОРОЙ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ЕИ ДОИСКИВАТЬСЯ ПЕРВОПРИЧИН. ОН КОНСТАТИРУЕТ, А НЕ ОБНАРУЖИВАЕТ, ИМЕЯ В СВОЕМ АРСЕНАЛЕ ВСЕ ОТТЕНКИ ЧЕРНОГО ЦВЕТА. ПОЭТОМУ ОН БЕЗМЕРНО ПРОИГРЫВАЕТ ТЕМ ПОЭТАМ И ПУБЛИЦИСТАМ, КОТОРЫЕ ПОВАДИЛИСЬ ТАСКАТЬ ИЗ ЯЩИКА ПАНДОРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ И ДЕЛАТЬ ОШАЛЕВШИЕ ГЛАЗА, ОПИСЫВАЯ ИХ НА СТРАНИЦАХ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПРЕССЫ

Вадим Герц
ТЕМ не менее, паша Летова любят и уважают за его смелость, почти сравни- (Мую со смелостью коммуниста Ельцина, и петь его песни на сейшенах до сих пор считается весьма благопристойным занятием. В чем тут дело? И можно ли его поставить в один ряд с освирепевшими поборниками панка, которые, уподобясъ Джину из старых сказок, за полчаса разрушат и построят заново на сцене социальные устои? Я думаю, нет.
Эффект правды и крутости возникает из-за его близости к слушателю. Благодаря своему вкусу и чутью, он не скатывается в позерство и не впадает в сентиментализм. Он наравне со слушателем участник мировых событий, точней, их жертва, и то как это ему удается, скорей, вопрос эстетики, чем психологии.
У Егора есть принципы, на которых строится вся его поэтика. Прежде всего, они прослеживаются в обилии метонимий и метафор и их характере. В метонимии слова, ее составляющие, как правило, связаны логической ищи какой-либо другой связью, оправдываемой сравнением. Нахождение ее, продирание сквозь потемки слав к смыслу, ощущение многозначительности сказанного — -это те эффекты, которыми (Привыкла располагать поэзия! XX века.
Самый действенный инструмент в достижении подобных эффектов — это сравнение. У Егора оно напрочь отсутствует. И поэтому характер связи внутри его метонимий совершенно другой. Он тоньше, и от этого эффект может быггь намного сильнее.
В куплете как бы строится зыбкая конструкция почти на неуловимых отношениях.
Под пьяным забором
Нетленной любви
В своем отраженьи
узнайте Махно…
…Святое дупло
мочегонной мечты
Кальсоны сгорели
в мятежной ночи
Мышинных созвездий
червивое дно…
(Самостоятельно, без подпорки, она не могла бы существовать. И то, что ее подпирает (несколько слов лаконично сформированной мысли в црипеве), дает направление всей песне, в которой уже проясняются словесные отношения.
Тезисная форма имеет свои преимущества. По крайней мере, склонный к обобщениям, Егор чувствует себя в ней, как в своей тарелке. С другой стороны, она позволяет делать ряд ни к чему особо не привязанных образов, самих по себе достаточно сильных и, безусловно, украшающих песню. И даже более того, — образы раскрашивают скромный наряд мысли в цветные переживания, заставляя видеть в ней богатство смысловых оттенков.
В последних текстах у Егора образы оттесняются на задний план, и словесные эксперименты все более заменяются тезисами. Как французские поэты-сюрреалисты, он движется от абстрактного к конкретному, и даже сами метафоры у него все явственней тяготеют к одномерности. Рядом с чисто егоровскими «Станем заповедными, как деревья», уже стоят «ежики», которые «всегда в тумане». Это похоже на снижение поэтического накала. Хотя Егор на новых альбомах продолжает оставаться самим собой. Тем самым молодым человеком, благодаря которому весь андеграунд России знает, что все у нас «идет по плану».

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА записала четыре магнитоальбома: «Война», «Армагеддон-попс», «Русское поле экспериментов», «Здорово и вечно!».
В последних работах, помимо песен известной нигилистской социально- политической тематики, появляются интересные фолк-баллады (« Русское
поле экспериментов», «Насекомые» и др.).
В манере звукозаписи удачны наложения на привычный «грязный» саунд эффектов городских шумов, явно усиливающих общую напряженность текстов.


Обсуждение