ГОВОРИТ ПЕТР МАМОНОВ О СВОЕМ ПЕРВОМ СОЛЬНОМ ПРОЕКТЕ
Эти три вечера в ДК Ленсовета (7—9 марта 1990 г.) отличала уже сама публика: такую можно встретить на концерте Курехина и никогда — на АЛИСЕ и даже АКВАРИУМЕ. В соседстве имен Петра Мамонова и Василия Шумова на одной афише, способном озадачить новообращенного зрителя и разозлить московского рок-критика, на самом деле не было ничего неожиданного и странного: последние годы они неизменно называют друг друга в числе интересных для себя музыкантов, Шумов привлекал Мамонова к участию в сценической версии оперы «Артюр Рембо» и продюсировал двойной альбом ЗВУКОВ МУ «Простые вещи» (1988). Помимо некоторых принципиальных моментов, позволивших соединить выступления обоих музыкантов в одном концерте, их шоу объединяло и то, что оба шли под фонограмму — «живыми» были голос и гитара.
Программу «Библиотека приключений» Шумов называет спектаклем: в ней действительно задействовано несколько актеров, которые вместе с автором, большую часть сценического времени проводящим за столом с горящей лампой, участвовали в некоем минимальном действе. «Это песни- рассказы о разных страшных историях, детективы — словом, то, что в быту называют приключениями», — говорит Шумов. Можно было бы добавить, что все пропущено через призму-экран телевизора, что особенно заметно в песне «Убийство на улице Горького» (о влиянии советского телевидения на В. Шумова смотри интервью в РИО № 23).
Группа МАМОНОВ И АЛЕКСЕЙ состоит из поющего и танцующего (иногда с помощью цирковых подвесок — песня «Начитался книг») Петра Мамонова и его единоутробного брата Алексея Бортничука, играющего на гитаре, сидя в подвешенной в полутора метрах от пола светящейся раме. Световое решение ( с преобладанием красного и синего цветов) впечатляет продуманностью и невиданностью в советских условиях (в этом вопросе оказал помощь иностранный друг Джон Харрисон, появившийся на сцене с коротким стихотворением в песне «Наташа»), Обращает внимание и поставленность танца: видимо, Мамонову- исполнителю пришел, наконец, на помощь Мамонов-режиссер.
Мамонов и Шумов сделали, в сущности, самое простое и очевидное — избавились от своих групп. Впрочем, для Шумова ЦЕНТР никогда не являлся носителем некой коллективной идеи, и постоянного состава в группе принципиально не было. В студии он уже несколько раз обходился без группы, да и последние альбомы, выходившие под вывеской ЦЕНТРА, были в основном продуктом творчества самого Шумова как поэта, композитора, в очень большой степени аранжировщика и, во всяком случае, — автора концепции.
ЗВУКИ МУ в отличие от ЦЕНТРА были все- таки группой, всегда вписывавшейся в рамки рок-н-ролла и рок-эстетики, несколько, конечно, расширив (не без помощи стоявших за ними персонажей типа Кэптена Бифхарта, Дэвида Берна и др.) наши представления о том, что мы хотели бы видеть и слышать со сцены. И Мамонов закончил свое галюциногенное существование в рамках ЗВУКОВ МУ, отягощенный набором тематических и визуальных клише, очень, впрочем, удачных, и сделал самый простой шаг — шаг в сторону, обнаружив перед собой довольно значительное пространство для поэтических, музыкальных и пластических экспериментов в любом выбранном направлении, приобретя в дополнение к статусу автора и исполнителя песен более важный и, как кажется, более адекватный для него статус артиста без жанровых ограничений. Темы новых песен обозначены лишь слегка и практически не дают слушателям никаких подсказок в виде очевидных параллелей к творчеству ЗВУКОВ МУ. Новый Мамонов парадоксальным образом и экспериментирует, и «играет наверняка». Это удается по одной простой причине — ему всегда есть, что сказать и показать.
Сергей АФОНИН, Сергей ЧЕРНОВ. (Ленинград).
Фото А. КУЗНЕЦОВА (Москва)