ДЖОН МЭЙЭЛЛ ОТ ЗАБВЕНИЯ К СВЕТУ

Джон Мэйэлл, без сомнения, — ведущая фигура в развитии британского ритм-энд-блюза. но насколько мало волновала его слава собственных учеников!
Эрик Клэптон, Мик Флитвуд, Джон Макви, Питер Грин, Мик Тэйлор, Джек Брюс, Энди Фрэйзер — эти и многие другие были в разное время в группе Мэйэлла БЛЮЗБРЕЙКЕРЗ. А пока они достигали статуса звезд в составах КРИМ, ФЛИТВУД МЭК, РОЛЛИНГ СТОУНЗ и ФРИ, сам Джон продолжал играть свой блюз, оставаясь на обочине главной дороги рок^н-ролла. Слава и успех не были его целью.
Он научился играть блюз в 40-х, слушая пластинки из коллекции отца, но готовился стать чертежником и не представлял, что сможет зарабатывать на жизнь музыкой. Он жил в Манчестере и играл блюз уже много лет, задолго до того, как Алексис Корнер популяризировал стиль в лондонских клубах.
«Мне было 30, и меня необыкновенно удивило, что музыка, которую я играл всегда, стала вдруг новшеством и заполнила все клубы Лондона», — объяснял Джон. «Алексис вдохновил меня, и тогда, в 63-м, я собрал первый состав БЛЮЗБРЕЙКЕРЗ». Группа эта, по его признанию, была «шероховатой».
Состав постоянно менялся, но среди музыкантов был один басист — «около 18 лет, он хотел быть клерком в налоговом управлении», — у которого были вдохновение и техничность, требуемые Мэйэллом. Единственной трудностью для лидера БЛЮЗБРЕЙКЕРЗ было получить согласие родителей Джона Макеи на гастрольные поездки сына. К этому времени блюз затопит Манчестер, Ньюкасл и Бирмингем, так что недостатка в ангажементах не было. Кстати, постоянные «живые» концерты были одной из причин частой смены состава. В «ей, как таковой, не было ничего необычного, если не считать того, что каждый из ушедших от Мэйэлла сам по себе стоил не меньше его самого.
«Это был очень плодотворный период — каждый буквально «взрывался» от переполнявших его идей и шел своим путем, порывая с группой», — вспоминал Мэйэлл.
Этот дух экспериментаторства привел Эрика Клэптона в БЛЮЗБРЕЙКЕРЗ, когда тот перерос группу ЯРДБЕРДЗ, — в итоге появилась пластинка, которую расценивают как классический образец британского блюза: «БЛЮЗБРЕЙКЕРЗ с Эриком Клэптоном». Мэйэлл и сегодня считает талант Клэптона уникальным: «Он единственный из слышанных мной, кто действительно понимает, что такое музыка. Я считаю его величайшим блюзовым гитаристом из всех когда-либо живших».
И вот, после того, как его воспитанники стали суперзвездами, в конце 70-х, Мэйэлл обнаружил, что оказался в забвении. Только после блюзового бума середины 80-х, вознесшего наверх Роберта Крэя и Джеффа Хили, успеха сольных проектов Эрика Клэптона и Бонни Райтт Джон Мэйэлл вышел из тени. В 90-м году с новым альбомом «Чувство места» (фирма «Айлэнд») и аншлаговыми концертами он снова на гребне успеха, привлекая
старых и новых поклонников.
(«Моркинг стар», 7 августа 1990).
Перевод А. БЕЛИКОВА.


Обсуждение