ЗАВТРАК НАГИШОМ В ЧЕРНУЮ СУББОТУ

Впервые сочетание «хэви- металл» появилось в книге Уильяма Бэрроуза «Завтрак нагишом» 1959 года. Второй раз — и теперь уже надолго — через десять лет в песне группы СТЕППЕНВУЛФ «Born Го Be Wild» («Рожден, чтобы быть диким»), прозвучавшей в классическом фильме контркультуры «Easy Rider» («Беспечный ездок») Дэнниса Хоппера, этом гимне альтернативного, свободного и независимого существования. Появление песни Джона Кэя, этического посвящения уходящей «молодежной революции», совпало с формированием «тяжелой металлической музыки» как стиля — Джими Хендрикс, ЛЕД ЗБППЕЛИН, БЛЭК СЭББЭТ, хотя элементы хард-рока, базирующегося на блюзе, прослеживались и раньше в музыке БЛЮ НИЭР и КРИМ.

Составляющими «харда» стали выдвижение ритм-секции на первый план и ее тесная связь с вокальной и мелодической партией, коллективная импровизация. В начале 80-х заимствованные у «тяжелого рока» гитарные риффы, мощные ударные и виртуозные соло взяло на вооружение новое поколение ««металлистов» — СЭКСОН, АЙРОН МЭЙДЕН.

Кратко рассматривая направления «хэви-металл-рока», будем придерживаться английской традиции. в которой существует разделение на «хард» и «хзви». и рамки каждого направления более четкие, в то время, как з американской традиции группы, причисляемые к «металл-року». по сути дела представляют «хэви-поп-рок» — БОН ДЖОВИ, ВАСП, УАЙТСНЕЙК и «глэмовые» варианты «хзви-металл» — КУАЙЕТ РАЙОТ, МОТЛИ КРЮ.

СПИД-МЕТАЛЛ. Характеризуется «рваной» ритмикой, темпом от среднего до очень быстрого, ритмическим многообразием, чистотой звука и мелодичностью вокала; диапазон текстов — от беззаботных стишков до серьезных проблем. МЕТАЛЛИКА, АНТРАКС, ЭКСАЙТеР, МЕКОНГ ДЕЛТА.

ТРЭШ-МЕТАЛЛ. Сходен с предыдущим, главное условие — скорость. Отсюда — однообразный ритм, отсутствие мелодии и «рычащий» вокал; тексты варьируются вплоть до апокалиптических откровений. СЛЭЙ- ЕР. АНТРАКС, ЭКСОДЭС.
БЛЭК-МЕТАЛЛ. Возник одновременно с термином «уайт-ме- талл». Характерна жесткость с блюзовой основой, почерпнутая у БЛЭК САББЭТ, в текстах — мистика и дьявольщина. По сути «блэк-металл» — это сверх-тяжелый медленный блюз, в отличие от «спид» и «трэш», имеющих зачастую в качестве основы европейскую музыкальную традицию. Другой термин — «дум-металл». КЭНДЛМЭСС, ранний КЕЛТИК ФРОСТ.
По материалам ненашей прессы Л. МАЗУРОВ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Грани стиля размыты, постоянно возникают новые термины. К перечисленным добавим еще «хард-рок» — для обозначения музыки на стыке «металл» и «панк», «софт-металл» — синоним «хэви-поп-рока». Что касается прогнозов, то западные критики считают, что «тяжелую» музыку рано списывать.

ПОСТСКРИПТУМ. А Элис Купер в коллаже — просто там. Красив, черт, в своей ужасности.

УАЙТ-МЕТАЛЛ. Название сейчас практически не используется. т. к. направление было выделено не «музыкально», а «текстово», для обозначения групп, исповедующих христианскую жизнеутверждающую тематику в противовес «сатанинским текстам» «блэк-металл». АРМОРЕД СЭЙНТ.


Обсуждение