J.M.K.E. — ЛЕГЕНДА

Эстония и Финляндия не просто соседи: их объединяет родственность языков и — нередко — пресловутый анкетный пункт о «родственниках за границей». Может быть, поэтому независимая хельсинкская компания звукозаписи «Stupido Twins» заинтересовалась радикальным панком с другого берега Финского залива — в действительности, J.M.K.E. стали первой группой, с которой созданная в 1988 фирма подписала контракт. С тех пор в Финляндии вышли сингл i«Tere Perestroika Lahendus On Kaos» (1989), ставший первым за несколько лет панк-китом в национальном финском топе (тираж был полностью распродан), альбом «Kyllmalle — То The Cold Country» (1989) и еще один сингл «Pieni Miles, Iso Tuoppi/In- ternatsid» (1990).
Помимо J.M.K.E. фирма выпускает записи другой эстонской группы ROOVEL OOBIK («Соловей — разбойник») (ЕР «History Cf The USSR», 1989, и сингл «Мамма Mia (Cutta Му- self», 1990) и трех финских — ГНЕ FUCK ING WORLD, LITTLE MARY MIXUP и THE WALTARI.

Впервые я встретился с г-ном Виллу Тамме в Таллинне в ноябре 1987, когда там играл Билли Брэгг. Виллу казался единственной яркой — как в буквальном, так и в переносном смысле — фигурой в ту холодную русскую зиму, все еще сжимавшую Эстонию в своих объятиях.

Он очень увлекался — и по- прежнему увлекается — Финским пивом и выглядел как панк из комиксов, хотя в Советской Республике Эстонии не должно было быть НИКАКИХ панков — только хорошие чистенькие пионеры…
В то время Виллу уже два года играл с двумя другими панками, Венио и Нахвитсом, барабанщиком и басистом соответственно (Нахвитс впоследствии ушел в группу ROOVEL OOBIK). Виллу играл на гитаре (самодельной, которую он купил за 20 рублей) и пел.’
Их фотографии уже были опубликованы в нескольких финских вечерних газетах (и даже в «The Face»), поскольку два года назад советские панки были большой экзотикой. С одной стороны, Виллу и ребята представляли собой стереотип, с другой — нет.

Тексты Виллу всегда были чрезвычайно хороши для панк-группы. J.M.K.E. рассказывали истории, откровеннее и смелее которых не написала НИ ОДНА из групп Восточного блока, и достаточно хорошо сопровождали их своей злой хардроковой музыкой в духе THE CLASH и DEAD KENNEDYS. Это был подлинный звук современности из восточных частей Европы, очень далекий от скучных старых хиппи вроде Бориса Гребенщикова, стремящихся продаться при первой же возможности.
Виллу и J.M.K.E. знали, что означает жить в стране, оккупированной русскими в 40-х, и одновременно видели «прелести» Запада по финскому телевидению, которое можно смотреть в Эстонии. Возможно, им повезло, что Эстония начала требовать возвращения своей утраченной независимости и что перестройка проявилась сильнее всего в балтийских странах. Иначе этой пластинки могло бы и не быть…
Г-н Тамме получил то, что ему причиталось, от русских властей. В середине 80-х он был заключен на несколько недель в психиатрическую больницу, ему не дали учиться в художествен
ном училище («потому что академическое образование в Советском Союзе не для панков»), ему было отказано в выездной визе для выступления за границей, несмотря на множество приглашений из Финляндии. Он был плохим представителем советской молодежи…

Однако в апреле 1989, когда ироничный сингл «Теге Perestroika» уже вошел в финский Тор 10, русские бюрократы от культуры получили приглашение, которое они просто не могли игнорировать. Его пристал Рейо Кякеля, лидер Финского Народного Демократического Союза, финской еврокоммунистической пруппы. Иногда приходится идти на хитрость… Так Виллу и остальные музыканты J.M.K.E. отправились в первый раз в Финляндию. Их первый концерт состоялся во время Финского Левого Форума перед аудиторией, состоявшей из ведущих коммунистов Финляндии, среди которых не было никого моложе 35 лег. Однако вышло довольно весело…
После этого со стороны властей было гораздо меньше пре- понов, и J.M.K.E. снискали международное признаке. Сейчас я уже редко слушаю западный хард-рок, но я бы вложил деньги в альбом J.M.K.E. в любой момент из-за оригинальной точки зрения, столь очевидной в музыке и текстах пруппы. Черт возьми, кажется, мы уже вложили наши деньги в альбом J.M.K.E..
Иосе БЕРГЛЮНД («Ступи-
до Твинс», Хельсинки).
Перевод С. Ч.
Фото Пентти ХОККАНЕНА
(Финляндия).-


Обсуждение