ДЖОАННА СТИНГРЕЙ — ЧЕЛОВЕК ОТКРЫВШИЙ ЗАПАДУ РУССКИЙ РОК

В конце прошлого года в Н-ске {появилась пластинка американки Джоанны Стингрей — человека, который показал Западу «русский рок». Мы публикуем хронологию «русского рок-прорыва», благодаря которому стал возможен контакт наших музыкантов с американскими и западноевропейскими. Материал специально подготовлен для «ЭНека» ленинградским рок-журналистом Сергеем Черновым, интервью — Андрея Бурлаки (журнал «РИО», Ленинград) и С. Чернова.

1984
23-летняя начинающая певица из Лос-Анджелеса Джоанна Стингрей приезжает в Ленинград , с туристической группой. Знакомство с Борисом Гребенщиковым.

1985
Визиты продолжаются. Совместная работа с ленинградскими музыкантами.

1986.
27 июля лос-анджелесская фирма «Биг Тайм Рекордз» выпускает двойной альбом «Red
Wave. Four Underground Bands From The USSR» («Красная волна. Четыре подпольные группы из СССР») с записями АКВАРИУМА. КИНО, АЛИСЫ и СТРАННЫХ ИГР. Рецензии и статьи об альбоме. Джоанне и русском роке публикуют «Ньюсуик», «Тайм», «Ю-Эс-Эй Тудей», «Биллборд», «Кэш Бок-с» и другие издания. Снятые ею материалы показывает американское ТВ. В СССР — косвенное упоминание о «Красной волне» в «Аргументах и фактах» (интервью с Гребенщиковым в №43). Выступление в качестве «гостя» на концерте КИНО в ЛДМ, участие в новогодней ПОП-МЕХАНИКЕ Сергея Курехина.

1987.
После негативных статей в «Огоньке» и «Комс. правде» («Эти «доброжелательные» рок-меценаты» и «Красная волна» на мутной воде», соответственно) Джоанна не получает визы на въезд в СССР. Откладывается назначенная на 4 апреля свадьба с гитаристом КИНО Юрием Каспаряном. Джоанна выпускает двойной магнитоальбом «Помоги Стингрей» с записями 22 песен, в т. ч. написанных ленинградскими музыкантами. В октябре официальное отношение меняется. Стингрей дает концерт в ДК «Невский» в сопровождении супергруппы с участием Сергея Курехииа, Юрия Каспаряна, Александра Титова (АКВАРИУМ). Участие в программе ЛенТВ «Музыкальный ринг». 2 ноября состоялась свадьба Джоанны и Юрия Каспаряна.

1988.
28 января в лос-анджелесской «Джерри Соломон Гэллери» открывается выставка «Красная волна», организованная Стингрей при участии международной экологической организации «Гринпис». На выставке представлено окало 80 работ семи художников, среди которых — Тимур Новиков, Сергей «Африка» Бугаев, Виктор Цой, Георгий «Густав» Гурьянов, Юрий Каспарян. Каспарян в Лос-Анджелесе записывает с Джоанной несколько номеров. В сопровождении группы ИГРЫ Стингрей выступает на 5-м ленинградском рок-фестивале. Гастроли в Таллинне. Кинокомпания «Вижн Филмз /Атлантик Релизинг» приобретает права на экранизацию биографии Стингрей. Участие в Мемориале Башлачева в Москве, концерты с ИГРАМИ в Ленинграде.

1989.
Группа «Bering Strait» (|БЕРИНГОВ ПРОЛИВ) в составе: Джоанна Стингрей и лидер ЦЕНТРА Василий Шумов записывает в Лос-Анджелесе магнитоальбом «Start». Фирма «Гоулд Кэол Рекордз» выпускает сольный альбом Василия Шумова «Мой район» и «Группу крови» КИНО, исполнительный продюсер — Стингрей. Концерты на Украине.

1990.
Выпуск пластинки «Думаю до понедельника» на «Мелодии».
29 июня в Лужниках Джоанна Стингрей представляет новую программу и новую группу: Валерий Виноградов (гитара, экс-ЦЕНТР), Юрий Иванов (бас, экс-ЦЕНТР, Градский), Павел Хотин (клавишные, экс-ЗвУКИ МУ) и Александр Василеьв (барабан, экс-ЦЕНТР).

Первый контракт на выпуск пластинки я заключила еще до поездки в Россию. Я написала несколько песен, в том числе смешную пеенку «Beverly Hills Brat» — о богатых подростках в Беверли-Хиплз. Из-за того, что я ходила в эту школу. Но я была очень, бедна, мама (родители развелись) работала на двух работах, и мы жили в квартире — поэтому я могла учиться в этой школе. Но в той песне говорилось о том, как они катаются на лыжах, и тому подобное. Просто очень глупая песенка. Я подписала контракт с одной независимой компанией — по моему, это было в 1981. Но я попала в типичную ситуацию, а которую многие попадают в Америке, потому что там тал много молодых музыкантов, которые хотят выпускать пластинки… В результате попадаешь в ловушку в какому-нибудь нехорошему человеку, а человек. с которым я заключила контракт, оказался нечестным — в итоге он присвоил мои деньги. Деньги были даже не мои: я их у кого-то взяла в долг, чтобы выпустить пластинку. Пластинку мы в конце концов сделали, но качество было ужасное, и когда пластинка вышла в Штатах, кажется, на следующий день после ее поступления в магазины, я подала на этого человека в суд. Мы прекратили продажу пластинки и отозвали все копии из магазинов. Это была моя первая пластинка (происходило все в 1983), и все же это был полезный Опыт — я поняла, что музыкальная индустрия была не такой, как мне представлялось.

У меня нет никакой специальной подготовки — просто с детства я хотела петь и писать песни. Я играла в школьных группах, а после школы решила заняться музыкой всерьез. Мама говорила: «Нет, нет, нет, я не хочу, чтобы ты была рок-певицей», а я отвечала: «Это единственное, чем я хочу заниматься». Она говорила: «Ты должна стать врачом», а я отвечала: «Нет, нет, нет, не хочу быть врачом!». В конце концов мы пришли к компромиссному решению: если я поступлю в университет — на любую специальность, .лишь бы его закончить и получить диплом — тогда потом я могу заниматься, чем угодно. Конечно, мама думала, что, поступив в университет, я сама захочу стать врачом. Я поступила в университет и получила диплом психолога, и как только я его закончила, я тут же занялась рок-н-роллом. Так что у меня нет специальной подготовки. Точно так же, как у музыкантов, с которыми я работаю здесь.

Поп-звездой в одно мгновение не станешь. И я много размышляла о том, чем я хочу заниматься. Я знала, что хочу заниматься музыкой, но мне нужно было выбрать направление и тактику. И как раз в это время мне позвонила из Лондона моя сестра Джуди и сказала, что от ее школы едет группа в Россию. И я подумала — это был март 1984, — что трудно придумать место лучше, чтобы недельку отдохнуть от
музыки, а потом я вернусь и решу, чем мне заниматься в жизни. Так что у меня был лишь тот один альбом, и я успела выступить в нескольких штатах: в Далласе, штате Техас, в Лос-Анжделесе и в Нью-Йоркской «Studio 54».

Это было еще до «Red Wave». Приезжая сюда, я встречалась не только с музыкантами, но и с художниками. Я знаю здесь многих художников. И они дарили мне свои работы, и кое-что я привозила домой. А Энди я знала много-много лет, потому что мой отчим очень интересуется искусством, и я показывала ему картины, а потом и альбом. Он тоже решил, что здесь происходят невероятные вещи, он никогда здесь не был. И это был очень хороший человек… Он тратил время, подписывал банки с супом и всё такое, а он никогда этого не делал, он не давал автографы. Просто он хотел как-то их поддержать, потому что я рассказала ему, что видела здесь, сколько энергии они вкладывают в свое творчество. И было просто здорово сделать что-то для них, привезти им что-то от него. Например, показать Тимуру (Новикову) фотографию, на которой Уорхол держит его картину. Замечательно. И хорошо, что такие люди, как Уорхол, это понимали. Дэвид Боуи, который вообще никогда и ^никому ничего не надписывает, надписал плакаты для пяти человек здесь, и это справедливо. Хорошо, что люди, никогда здесь не бывавшие, видят, что здесь такое интересное место, и делают то, чего обычно не делают. Так что кое-кто из художников и музыкантов интересуется происходящим здесь…

…У меня уже был контракт на выпуск пластинки с компанией «Полиграм», это было еще до «Red Wave», и когда он уже находился на стадии подписания, президент этой компании, с которым я вела все переговоры, перешел на «Motown». И мне надо было решить: идти на другую компанию, которую интересовали мои песни, или на время отложить мою музыку в сторону и выпустить «Red Wave», К тому времени я уже год занималась «Red Wave». И я подумала: «О’кей, я певица, моя пластинка — это то, что я хочу, но я не вполне уверена в качестве моих песен. Боюсь, что у меня ничего не получится». Тогда я все отложила и выпустила «Red Wave». Причина все же в том, что «Red Wave» и другие вещи потребовали очень много сил и времени… Я не считаю, что «Red Wave» как-либо помогла моей карьере. Разумеется, она помогла людям больше обо мне узнать, потому что я ходила по школам и рассказывала о русской музыке, и в этом смысле она, конечно, помогла. И все же я думаю, что в рок-н-ролле главное — песни: они или хороши или нет.

…По меньшей мере 20 песен я написала вместе с Борисом Гребенщиковым. Кроме того, Борис — единственный, с кем я писала тексты. С Борисом все происходит по-разному… Иногда я начинаю писать песню и привожу ее сюда, а Борис помогает ее немножко изменить и закончить, иногда Борис может начать песню, а я увожу ее домой и доделываю там, а он заканчивает ее здесь. Курехин, с которым я написала очень много песен, не пишет текстов, обычно он пишет партию фортепиано, а потом я пишу мелодию и текст, иногда он вносит дополнения в мелодию. Так что, по-разному… Потом то же самое было с Юрием. Мы начали писать «месте здесь, в декабре, когда было минус 15: мы с Юрием сидели в комнате и вот сочинили одну песню. Она называлась «Tsoi Song», это был реггей. Было так холодно, что ничем другим нельзя было заниматься. Так что большая часть песен была готова, но я еще записала несколько песен— когда не могла приехать сюда в течение шести месяцев. Я записала песни русских групп, написав только английские тексты, иногда я немного изменяла мелодию. Это песни «Мое поколение» АЛИСЫ, «Перемен!» Цоя (я написала «Petty Men») и еще я записала «Вавилон» и «Рок-н-ролл мёртв».


Обсуждение