РОК-Н-РОЛЛ-ЭТО НАГЛОСТЬ

Ник Глоссоп — выпускник Эдмонтоновского университета. Журналист. Диск-жокей, как у нас говорят. Имеет прямое отношение к фестивалю «Нью Бегиннингз» в Глазго, в котором в 1989 году участвовали НЕ ЖДАЛИ, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР и АГАТА КРИСТИ. В настоящий момент Ник работает над диссертацией «Советская молодежная культура*. Он чуть ли не единственный из «тамошних» поклонников советского бытия, кто рискнул приехать в нашу страну. И имел он счастье посмотреть на жизнь люден в Москве, Таллинне и в Киеве. В наш славный город на Днепре Ник приехал на два дня — «на уикэнд». И остался на месяц. За это время он окончательно «осоветился», начал активно тусоваться по киевским местам рок-ц-ролльной славы и даже успел два раза попеть вместе с творческими проектами групп ГОДЗАДВА и ИВАНОВ-ДАУН — «Иванов-за-три» и «Ник и «Рокенрол». Эти события отражены в республиканской прессе.

И вот после всех этих событий, после тусованин за кофе в кафе «Крещатик», после многочисленных задушевных посиделок в прокуренных кухнях я поняла, что пришло время для интервью. Мы с Ником сели на скамейку напротив дома, где проживает лидер группы ГОДЗАДВА Глеб Бутузов (почему именно там? А потому, что я работаю поблизости, а Ник как раз зашел к Глебу в гости), и начали разговаривать. Включаю диктофон.

— Ник, сколько времени ты уже находишься в Союзе?
— Три месяца. Я приехал в начале года. И за это время стал настоящим русофилом.

— Да? А в чем это проявляется?
— Во-первых, я научился пить водку из стаканов. Во-вторых, ругаться по-русски. А самое главное — я научился пользоваться компьютерами (компостерами. — Т. Е.) в автобусах. Сначала было очень трудно. А сейчас я освоил их в совершенстве.

— Я знаю, что ты приехал в Киев, чтобы посмотреть наш фестиваль «Полный Гудбай-2». Как получилось, что эти два дня продолжаются вот уже целый месяц?
— Я приехал на «Полный Гудбай» и совсем обалдел. Просто не смог сразу вернуться в Москву.

— Давай про «Полный Гудбай». Кто тебе понравился?
— ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ. Очень люблю.

— Ты их в первый раз .увидел?
— Да, в первый. Даже название впервые услышал. Это потрясающая группа. Я сидел в зале и просто погиб.

— А в Британии есть группы, которые играют подобную музыку?
— Наверное, есть. Но дело не в этом. Я знаю, что любимая группа СИНДРОМА — это ПЕР УБУ. Я не хочу говорить сейчас про аналоги, про различные способы влияния. Это не страшно, что ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ играет не такую уж оригинальную музыку.

— Так что, в таком случае, главное для группы, если не оригинальность?
— На мой взгляд, главное — это чувство и искренность. Говорю это так уверенно потому, что я — бывший панк. Мастерство, конечно же, вещь хорошая. У вас есть очень могучие музыканты, однако они совсем не могут играть рок. Объясню, почему. Просто у них нет этого ‘чувства. Настоящий рок-н-ролл — это прежде всего чувство, искренность и сила. А еще — наглость. Нужно обязательно быть наглым. Потому что ваши музыканты чересчур закомплексованы. Я заметил, что в большинстве своем они поклонники авторитетов в рок-н-ролле. Есть ДОРЗ — их нельзя критиковать. Есть Роберт Фрипп — его тоже нельзя критиковать. И так везде. А должно быть больше наглости. Тогда и музыку будет легче играть.

— Кого из Киевских групп ты успел увидеть?
— Два года назад к нам в Глазго приезжал КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР. Они мне очень понравились. Экспрессивная, живая музыка. Эта группа, на мой взгляд, находилась на очень высоком уровне. Еще мне нравится ГОДЗАДВА. Это настоящая клубная музыка — качественная, хитрая, с большим процентом наглости, о которой я уже говорил. Интересная группа.

— ИВАНОВ-ДАУН?
— Мне нравится их музыка. Однако особых эмоций не вызывает. Очень хороший гитарист. Однажды я видел их выступление в кафе. Они играли сумасшедшую музыку. А рядом со мной сидел старый член чего-то и ел мороженое. И ему музыка ДАУНОВ совсем не мешала. Это классно! По-моему, следующий альбом ИВАНОВ-ДАУНА вполне может называться «Член Кушает Мороженое»… (смеется).

— Ты оказался в Киеве, когда у нас происходят попытки создания клубной системы. Ты смог это наблюдать на протяжении месяца. Как по-твоему, выйдет из этого что-то реальное или нет?
— Я попробую ответить. Должны быть клубы и группы. И хорошо, когда все это существует вместе. Когда есть постоянное обновление. А если есть только небольшой круг… Как Гребенщиков когда-то спел: «…хуже, чем сифилис, особенно в узком кругу». Прежде всего нужен клуб, где группы могли бы постоянно выступать. Именно тогда появляется хорошая музыка. И еще нужен зал без стульев. Чтобы зрители стояли. А то сидят себе, как в театре. Это не рок. Рок — это когда есть обмен энергией между музыкантами и зрителями.

— Что такое клубы на Западе?
— Все очень просто. Есть человек, который имеет деньги. Он покупает клуб и дает возможность группам выступать. И платит им за это. И в каждом городе есть своя тусовка.

— Существует ли обмен между городскими клубами? Есть ли постоянные приглашения?
— Это не так происходит. Есть группы. Они существуют. Есть клуб. Он тоже существует. И все. А гастроли — это личное дело каждой группы.

— Скажи, а у нас тоже должно быть именно так?
— Может быть. У вас все только начинается. Это зависит от экономических реформ. Музыка — это бизнес. Чтобы делать музыку, нужно иметь музыкальный рынок. Конкуренция — это природа рок-музыки.

— Да, у нас любят говорить про непродаваемость рока, про андерграунд… Кстати, а что у вас подразумевают под понятием «андерграунд»?
— Главное — это содержание музыки, которую играет группа. Вот в Киеве очень уважают Ника Кейва. Он — человек самостоятельный. То есть из андерграунда. И все-таки, когда он едет на гастроли, ему нужно где-то жить, арендовать зал, нужно получить деньги. Без таких вещей невозможно работать.

— Ник, у нас это понимают. Но уже сложился некоторый стереотип. Все дело в том, что рок-н-ролл у нас изначально больше был политикой, нежели искусством. Великой Октябрьской революцией. Те же самые принципы. Возможно, ты заметил.
— Да, я успел это заметить. А еще прочитать в журнале «Урлайт».

— Вот-вот… (наблюдаю, как заканчивается пленка на кассете). Давай последний вопрос.
— Давай.

— Ты пишешь диссертацию о так называемой советской молодежной культуре. Я знаю, что значительное место будет отведено нашей рок-музыке. Про что конкретно ты будешь писать? С какой стороны хочешь раскрыть нашу нелегкую рок-н-ролльную жизнь?
— Во-первых, у нас мало информации про то, что происходит в Союзе. Однако уже стало понятно, что далеко не все нам интересно. Во-вторых, советский рок нужно изучать в контексте Союза. Я анаю, что у многих ваших групп есть желание играть на всемирном уровне. Что ж, это неплохое желание. Но хороших групп, которые действительно понравились за рубежом, очень и очень мало. Я знаю КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР, я знаю ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ, я знаю НЕ ЖДАЛИ… Что будет дальше — посмотрим. Пока же я буду писать то, что я знаю…
Интервью провела Татьяна ЕЖОВА (Киев, 16.04.91).


Обсуждение