15 и 16 июня в Ленинградском дворце молодежи после большого перерыва выступала Джоанна Стингрей. Именно на сцене ЛДМ состоялось первое выступление Джоанны в СССР почти пять лет назад: в октябре 1986, вскоре после выхода «Red Wave», она появилась в качестве «гостя* на концерте КИНО. Со спетой тогда песни «Двигайся вместе со мной» и начался нынешний концерт. А кончился — английским вариантом цоевской «Играй».
— Джоанна, помнишь, ты часто говорила в интервью, что предпочитаешь Ленинград Москве? И вот год назад ты обосновалась в Москве…
— Понимаешь, для моей работы Москва лучше. Если бы я занималась только своей группой и ездила на гастроли, я бы могла сидеть в Ленинграде. Но я хочу делать много видеоклипов. Я сейчас буду сниматься на советском ТЪ в детском фильме. Если хочешь (работать для Центрального ТВ, то нужно находиться в Москве. Очень трудно делать это, если живешь в Ленинграде.
Я думаю, жить —лучше в Ленинграде, а работать лучше в Москве. Но как я могу это совместить — жить в Ленинграде и работать в Москве?
— Недавно ты появилась на ЦТ в качестве журналиста, ты делала интервью с Джулианом Ленноном.
— Очень смешно, что они написали в титрах, будто я — «специальный корреспондент». Просто, ты знаешь, я была дома два месяца зимой, когда делала новую пластинку. И когда я не работала в студии, конечно, встречалась со знакомыми людьми, в том числе и с музыкантами, и я просто подумала, что всем будет интересно узнать, что они делают сейчас. Поэтому я решила сделать интервью для ТВ и после этого предложила материал программе «ВИД». Они не назначали меня «специальным корреспондентом». Это не было запланировано, просто так случилось. Летом я буду дома и, думаю, буду делать еще интервью.
— Какие у тебя впечатления от жизни в Москве?
— Конечно, это совсем другой город, не такой, как Ленинград, но если живешь там долго и знаешь, где что находится — это нормальная жизнь. Немножко похоже на Нью-Йорк: очень быстрая жизнь… Я не знаю, что еще сказать о Москве. Ты знаешь, моя жизнь сейчас немного другая: я не занимаюсь тусовкой так, как это было в Ленинграде. В Ленинграде я люблю ничего не делать, сидеть дома, встречаться с друзьями… Я в Москве ни с кем не встречаюсь. Встретила Липницкого два дня назад, а я уже в Москве три месяца. Это совсем другая жизнь. Я много думаю о деле, поэтому Москва — это нормально.
— Не расскажешь немного о своей новой пластинке, которая выходит на «Мелодии»?
— Там еще десять песен. Это песни, которые я писала с Гребенщиковым, Курехиным, Сологубом, одна песня — — с Каспаряном и одна — с Цоем. Вообще, эти песни я написала много лет назад и тогда не сделала демо, но это новый вариант.
Сторона А — новые варианты, которые сделаны этой зимой на 24-канальной студии в Лос-Анжелесе. Сторона В — песни немножко старые, записанные два года назад, но качество хорошее и мне не нужно было переделывать. Я думаю, эта пластинка лучше, чем первая: качество лучше. Когда я делала первую пластинку, у меня было мало денег и я делала одну песню один день на студии. Приезжала на студию, и все инструменты, вокал и микс делались за один день. Для второй пластинки я работала над одной песней три дня. Работала, потом слушала эту песню дома, потом, на следующий день или через день, возвращалась и могла что-то изменить. Поэтому я очень довольна этой пластинкой.
— Как она называется?
— «Проходя через окна»- «Walking Through Windows». Это название одной из песен, я ее написала с Юрием (я писала текст).
— Чем ты еще занимаешься, помимо музыки?
— В основном, музыкой. Я делаю видеоклипы для новой пластинки. Я очень люблю делать видеоклипы, сделала видеоклипы для всех 10 песен моей первой пластинки, и в Москве их видели. В Ленинграде — нет, жалко. Не знаю, сколько смогу их сделать для второй пластинки: сейчас это очень дорого. Я занимаюсь мультфильмом для детей — это на 50% мультипликация, а 50% живых съемок. Я там участвую как актриса. Это немножко смешно, немножко серьезно — о том, что не надо мусорить, загрязнять окружающую среду.
— Твои объявления на эту тему показывают каждую неделю.
— Да, людям уже скучно от этого. Конечно, я думаю, люди смотрят, думают, что это просто смешно, но, по-моему, все-таки немножко задумываются. И уже в Москве девушки гуляют по улицам и, когда видят меня, говорят: «Джоанна, мы не мусорим!» Это уже начало. Я хочу сделать нечто подобное против вождения в нетрезвом виде. «Don’t Drink and Drive».
Наверное, буду делать это в сентябре.
Я готовлюсь на следующей неделе, в пятницу (21 июня) — это день рождения Виктора — делать 14-минутную программу для «ВИДа»: старые интервью, которые я брала в 1985 году, старые видеоклипы и фотомонтаж. Поэтому я буду очень занята.
— Ты заканчивала концерт песней Цоя, и публика очень живо реагировала.
— Ты знаешь, я записала эту песню на студии дома два года назад, до того, как он умер. Она будет на следующей пластинке, это странно: петь песни друга, который умер. Не думаю, что в будущем буду делать еще песни КИНО. В будущем, возможно, буду делать английские тексты КИНО для Запада. Но думаю, здесь песни КИНО будут известны всегда, поэтому мне не надо делать песни Цоя.
— Какова судьба книги о русском роке, которой ты занималась вместе с Бобом Дорчуком из журнала «Keyboard»?
— Я думаю, ему не найти спонсоров, нужны деньги, конечно. Но они уже делают сценарий — это фильм о моей жизни. Как я встретилась с Гребенщиковым — все вот это. Они будут снимать в сентябре или октябре. Это английский фильм, но при участии французских и американских партнеров. Сценарий пишет женщина из Америки, это будет художественный фильм, меня будет играть актриса.
— А как ты нашла своих музыкантов?
— Сначала я нашла барабанщика Сашу Васильева, а он уже нашел всех музыкантов. Басист Юрий Иванов играет в группе ОКНО, он много где играл. Клавишник Паша Хотин — конечно, из ЗВУКОВ МУ. Гитарист Валерий Виноградов играл немножко в ЦЕНТРЕ, а после этого в очень многих группах.
— Ты постоянно работаешь с этим составом?
— К сожалению, я не слишком много гастролировала. Они не могут работать только со мной, потому что я даю очень мало работы, Поэтому мы работаем не очень много, но надеюсь, в сентябре — октябре будем делать большие гастроли и в это время еще больше работать. Но вообще, когда я в Америке или не гастролирую, они работают с другими группами. Юрий Иванов очень часто гастролирует с группой ОКНО или с другой группой. В принципе, они свободны.
— Кто играл на пластинке?
— Мой барабанщик Саша сделал аранжировки для всех пяти песен на первой стороне и программировал клавишные с драм-машиной. На студии было всего три человека — я, Саша и Пол Делф, который играл на клавишных и выступал в качестве инженера, это его студия.
— У тебя есть определенные планы на этот год?
— Не слишком определенные. Но вообще буду дома летом. Я вернусь в сентябре, и уже будет новая пластинка и, надеюсь, что буду много гастролировать в октябре, во многих городах.
— Ты планируешь записывать новые песни в ближайшем будущем?
— Да, конечно. Этим летом, когда вернусь домой, я буду делать на студии 2—3 песни для следующей пластинки. Вообще мне нужен год, чтобы сделать 10 песен для следующей пластинки.
— Ты будешь еще заниматься выставками русских художников в Америке?
— Думаю, нет. Я делала только две выставки в Америке: в 1988 и 1989 годах. Сейчас мне просто делать нечего, сейчас они (художники) больше работают в Америке, чем я. Это хорошо, потому что я могу сейчас думать серьезно о работе.
— Пластинки русского рока ты тоже не думаешь выпускать?
— Я еще хочу сделать последнюю пластинку КИНО и по-прежнему хочу выпустить «БлокАду» АЛИСЫ. Но думаю, что американской публике хватит советского, рока. АЛИСА так и не вышла потому, что альбом Василия Шумова в Америке очень плохо приняли, и фирма потеряла деньги. Они сказали, что хотели бы выпустить пластинку АЛИСЫ, но после этой пластинки опасаются. «Группу крови» приняли нормально, но она была первой, а Шумов был после этого, и, может быть, в это время американской публике уже хватило советского рока. Или. может быть, потому, что это немного авангардная музыка. «Группы ,крови» было продано примерно 10 тысяч, это нормально, но пластинки Шумова, по-моему, продали меньше двух тысяч, А для фирмы нужно продать 5 тысяч, чтобы только вернуть потраченные деньги. После этого фирмы боятся выпускать еще советские пластинки.
Дело еще и в американской публике. Они любят что- то, но очень недолго, а потом им надоедает. Поэтому я думаю, что советский рок для Америки не будет больше интересен.
— Твои впечатления от этих концертов в Ленинграде?
— Ты знаешь, я очень нервничала, потому что я думала, что здесь не знают моих песен. Я знаю, что мои видеоклипы не показывались в Ленинграде. Но я была очень рада, что люди, которые сидели на сцене — 30 или 40 — очень хорошо знают мои песни. Они пели по- английски. Значит, купили пластинку и слушали ее. В Москве знают: они видят клипы каждый день и на концертах подпевают. Поэтому я очень довольна.
Интервью Сергея ЧЕРНОВА (Ленинград, «РИО»).
На архивном фото — БГ и Джоанна.
Фото предоставлено автором интервью.
* Демонстрационная запись.