БОУИ В МИРЕ ИЛЛЮЗИЙ

«Для меня никогда не было важно, каким видом искусства я занимаюсь. Я просто хотел быть знамени тым. Рок я выбрал потому, что в нем я чувствовал себя лучше всего».
Боуи.
«Слава помогает мне открывать самого себя. Мне всегда хотелось нравиться, хотя вначале я достигал этого благодаря обыкновенной претенциозности. Думаю, что я в ответе за всю эту новую школу претенциозности».
Боуи.
«Дэвид — это чудесный человек. Близко зная его, я им безгранично очарована. Я была знакома со многими мужчинами, но этот выделяется из всех».
Элизабет Тэйлор.
«После того, как я сыграл на Бродвее главную роль в пьесе «Человек-слон», я могу сыграть все. В рокмузыке, чтобы достичь чего-нибудь подобного, нужна бутылка виски, водки или несколько порций пива. Это один из моих самых важных выводов».
Боуи.
«Я думаю, что Боуи — это воплощение победителя. Он достигает того, что наметил. Настоящий человек эпохи Возрождения».
Дэвид Хэмминге.
«ТИН МАШИН может шокировать. Просто я слишком отдалился от людей, а самое важное — это как раз сотрудничество с людьми».
Боуи.
«Я не знаю, кем буду-через месяц, через год. Безумцем, кем-то из детей цветов, диктатором. Не знаю. Поэтому мне никогда не бывает скучно жить».
Боуи.

Постепенно, шаг за шагом, Дэвид Боуи приближался к пантеону массовой культуры, рок для него — понятие чересчур узкое. И даже не только рок, но и музыка вообще. Часто он рассматривал ее как неизбежное зло, как исходный пункт для достижения других целей. В наше время, время узкой специализации, таких людей, как Боуи, — их называют «мульти-медиа персон» — не принимают всерьез. В них видят реликтов минувшей романтической эпохи, которые не могут найти для себя место в современном мире. С творцом Зигги Стардаста стало немного иначе. Никого особо не удивляет, это даже воспринимают как должное, что один и тот же человек одинаково удачно и естественно интерпретирует зонги Брехта, поет соул, исполняет акустические баллады, дискотечную поп- музыку, гитарный рок, создает электронные пейзажи. Боуи трактует музыку, как актер роль. Он всегда остается собой, хотя выступает в разных костюмах.
1983 год стал для Боуи переломным. Это был год упадка Боуи-музыканта и одновременно год рождения Боуи — свободного человека. Пластинкой «Let’s Dance» он разрушил миф, создававшийся в течение десяти лет. Коммерческий успех альбома и отдельных песен на синглах принес ему полный психологический комфорт. Это было связано с подписанием контракта с фирмой «И-Эм-Ай- Америка». Продолжавшееся двенадцать лет и тягостное для обеих сторон сотрудничество с «Ар-^Си-Эй» стало прошлым. Насколько ценила его предыдущая фирма, говорит тот факт, что она сменила его на Кенни Роджерса (при всем уважении к герою музыки кантри). Боуи сознавал, что от успешного дебюта под маркой «И-Эм-Ай» зависит его дальнейшая карьера — и не только музыкальная. Он должен был закрепить свои позиции поп-звезды. Все рок-эксперименты в расчет не принимались, так как теперь он вошел в мир большого бизнеса. «Let’s Dance» не был поиском нового перевоплощения — это было вызвано необходимостью. Боуи создал для себя образ, рядом с которым Принс и Опрингстин, добившиеся куда больших коммерческих успехов, выглядели просто рок-марионетками. Его главной страстью и мечтой было кино. В середине семидесятых годов его считали очередной звездой поп-музыки, попавшей на экран благодаря пластинкам. Это мнение нуждалось в проверке. Уже кинематографический дебют в картине Николаса Роега «The Man Who Fell To Earth» («Человек, который упал на Землю») показал, что Боуи обладает врожденными актерскими способностями. Этот фильм, лишь на первый взгляд относящийся к жанру научной фантастики, показывал драму личности, потерянной во враждебном и нетерпимом мире. Трагическая роль пришельца со звезд, который ищет спасения для своей цивилизации, не имела аналогов в кинофантастике. Следующее предложение предвещало сенсацию. Для участия в фильме «Just A Gigolo» режиссер Дэвид Хэмминге пригласил только знаменитостей, среди которых были Ким Новак, Сидни Роум, Мак- лиан Шелл и великая Марлен Дитрих. Боуи здесь перевоплотился в прусского офицера, который, вернувшись с 1-й мировой войны, становится обычным дамским угодником — и в конце погибает от случайной пули. Фильм должен был быть триумфальным возвращением Марлен Дитрих, но потерпел фиаско. Сценарий многократно переписывали, доснимали целые эпизоды, но результат оказался ничтожным — «Just A Gigolo» не попал в широкий прокат. Еще худшая участь ждала следующую картину, в которой Боуи должен был сыграть главную роль — австрийского художника — экспрессиониста Эгона Шиле, — съемки были прерваны.
Наступили восьмидесятые годы. Эра видео. В этом новом жанре Боуи мог реализовать свои режиссерские амбиции. Он был одним из первых, кто обратил внимание на растущее значение видеоклипов. Он возвысил их до ранга искусства, сегодня это вещь очевидная, но тогда было новаторством. В 1980 году на кинофестивале в Каннах впервые была вручена награда за лучшую режиссуру теледиска. Удостоился ее именно Боуи за «Ashes То Ashes». Однако он не забывал о кино. Первой значительной ролью и первой значительной картиной в его актерской карьере был фильм «Веселого Рождества, мистер Лоуренс» Нагаси Ошимы. Он воплотил в нем образ британского офицера, захваченного в плен во время последней войны и помещенного в один из японских лагерей. Этот фильм, как и следующий за ним «Голод», укрепили позиции Боуи как актера. С этого времени он тщательно отбирал предложения. С ходу отвергались все сценарии, которые были связаны с его карьерой рок- звезды. Было лишь два исключения — роль короля гоблинов в фильме-сказке «Лабиринт» и циничного строительного подрядчика в «Absolute Beginners», где он был соавтором музыки. Он также снялся в эпизодах в «Детях с вокзала Цоо» и «In The Heat Of Night» Джона Лендиса. Последним фильмом с участием Боуи стало неоднозначно воспринятое «Последнее искушение Христа». Мартин Скорсезе предложил ему главную роль, он, однако, не согласился и сыграл Пон- тия Пилата.
Добиваясь успехов на экране, Боуи в последние годы к музыке относился с легким пренебрежением. Он занимался мелочами, типа песен к фильмам «Cat People», «When The Wind Blows», «Falcon And The Snowman (This Is Not America)», совместными записями с КУИН, Джеггером и Тиной Тернер. Его авторские альбомы были лишены былой страсти к поискам чего-то нового. Они создавались в известной степени по инерции, в связи с необходимостью выполнять обязательства по контракту с «И-Эм-Ай». Когда музыка перестала быть для него средством самовыражения, она отошла на второй план. Отсюда полный провал альбома «Never Let Me Down», несмотря на то, что связанное с ним турне «Глас Спай- дер Тур» было одним из крупнейших спектаклей в истории рока.
Создается впечатление, что Боуи не сумел полностью избавиться от комплексов. Так следует трактовать его последний замысел — группу ТИН МАШИН. Роли переменились. Будучи суперзвездой, он решил стать рядовым человеком, одним из членов ансамбля, играющего в рок- клубах. Разве это не еще одна иллюзия» В конце 1977 года он, еще не так обремененный славой, мог выступать рядом с Игги Попом, спустя 12 лет такие поступки смахивают на обман. А может, так оно и есть»
В течение 25 лет Дэвид Роберт Джонс стремился к самореализации. Его амбиции всегда превосходили его возможности — превышали возможности индивидуума из рода homo sapiens. Он хотел быть знаменитым, он будет легендой, но никогда не найдет «пути к homo superior», который ищет со времен пластинки «Человек, который продал целый мир». Он останется полным комплексов певцом, композитором, мультиинструменталистом, поэтом, продюсером, титаном трудолюбия, филантропом, актером, художником, человеком, которому довелось жить в самую неподходящую для него эпоху.
Пшемыслов Мрочек.
(«Магазын Музычны»).
Перевод С. БОРТНИЦКОГО.


Обсуждение