В беседе принимают участие: Сергей «Джекл* Глазатов (С), менеджер группы БОМЖ я независимый журналист, Федор Фомин (Ф) — вокалист новосибирской панк-группы ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ. Вопросы (В) задает Алексей Беликов. Далее читайте само рассказ о ПИЩЕВЫХ ОТХОДАХ Федора Фомина и басиста группы Дэна Ершова.
В.: Начнем с вопроса к Федору. Что в твоем понимании панк?
Ф.: Тяжелый монотонный трехаккордный рок-н-ролл. Никакой идеи мы не вкладываем, идея была чисто музыкальная.
B.: Сергей, а с чего БОМЖ начинался?..
C.: Я не могу «говорить за музыкантов*, я никогда ни на чем не играл. Я занимаюсь вопросами социальнокультурного явления. Западные группы задали канон — СЕКС ПИСТОЛЗ, ДЭД КЕН- НВДИЗ, ЭКСПЛОУТЕД, можно назвать еще ряд других. Действительно, это тяжелый трехаккордный рок-н-ролл. Если кто-то у нас пробует заниматься тем же самым, то понятно — ни на какие музыкальные открытия он не может претендовать. Остается другой план — чисто внутренний: чего человек хочет этим добиться,- что изменить внутри или вне себя. В моем понимании панк-рок в нашей стране — это чисто деструктивная тенденция, тенденция к саморазрушению, чистый суицид. А в проекции во вне — некая темная тяжелая энергия, которая выплескивается со сцены.
Ф.: Я разделяю панк-личность и человека, который играет панк-рок. Можно быть панком в душе — то, что мы привыкли считать панком: на все наплевать, вены режет, живет скотски — выродок такой. А можно играть панк- рок, как группа РАМОНЗ, например. Они играют панктрок, и тем не менее, они живы, здоровы, упитаны. И играют очень даже приятно. У нас аналог — группы типа новосибирских ПУТТИ. Я считаю, понятия должны различаться.
В.: Давайте коснемся Егора Летова как одного из самых ярких представителей панка, тем более, что сейчас, кажется, все его любят безумно. Существует несколько мнений (см. «ЭНск» № 10):
анархист, скоморох, мистик. Чем, по вашему, является его творчество — анархией, скоморошеством или мистицизмом?
Ф.: Творчество Летова — это творчество анархиста, который сам себя сделал таковым. Скоморох — это веселье. У Летова веселья нет — все песни про ненависть, смерть, самоуничтожение. Я также не знаю, что у Летова мистического. У Коли Рок-н-ролла действительно есть что- то мистическое, психоделия некая.
С.: Давайте посмотрим. Первый план — анархия. Анархия — это прежде всего явление политическое, к художественному творчеству этот термин едва ли применим. А что касается того, что любой рок-музыкант внутренне против устоев любого общества, независимо от социального строя — это вне всяких сомнений. И тут и Летов, и Федор — они все одинаковы, все анархисты, но не в политическом плане. Второе — скоморошество. Достаточно вспомнить скомороха в фильме Тарковского «Андрей Рублев», чтобы понять: скоморох не простой образ и не все там делается для веселья. Это глубокий архетип сознания. У Егора Летова в отдельных композициях что-то от скомороха есть, но я бы не стал утверждать это категорически. Третье — мистицизм. Все мистические учения учат обращаться с энергией. Рок-музыка — это энергетическая вещь. Рок-музыкант — проводник энергии людям, любой музыкант, не только Летов. Рок отличается от любой другой музыки именно тем, что проводит энергию. В этом смысле я готов согласиться с присутствием мистики в творчестве Летова.
В.: Кажется, что говоря об анархии, применительно к панку, имеется в виду не политическая концепция, а не
кая совершенная внутренняя свобода, стремление освободиться от устоев. Вряд ли это можно назвать анархией, здесь нужен другой термин.
С.: Если воспринимать анархию как политическую концепцию и добиваться устранения государства, то в нашей стране это приведет к тому, что Егор Летов будет первым повешенным. Государство, которое он поносит, в конечном итоге, защищает его. Если ему дали пару щелчков — довольно ,больно, что такое наше государство все знают, то, видимо, для того, чтобы он понимал, что может быть в другом варианте.
B.: Насколько вообще форма панк-рока характерна для русского архетипа?
C.: Существует мнение, что Для русского архетипа характерна баллада — Высоцкий, Галич, Башглачев, Демин из Владивостока, Юра Наумов. А электронный рок этому архетипу не соответствует. Есть точка зрения, что рок-музыка — возвращение к первобытным структурам сознания, на нашу общую (духовную прародину. Я оба эти взгляда не отметаю, для меня это открытый (вопрос.
Ф.: Рок для русского человека совершенно инородное явление. Я играю панк, потому что я его много слушал, мне эта музыка просто нравится. Может, если я попа|ду на чужбину, я патак вообще не буду слушать и играть — у меня будет потребность в русских песнях.
С.: В моем понимании то, ’что называется панком — это не социальное или музыкальное явление, а явление экзистенциальное.
В.: Музыкальные формы все время меняются. Ваша прогнозы на будущее панк- рока?
Ф.: Я буду играть, пока не надоест, даже для самого себя…
B.: Являешься ли ты музыкантом в таком случае? Не верю, что ты сможешь играть панк только для себя, когда тебя никто не будет слушать. Творческому человеку нужен выход, выход энергии.
C.: Более того, все «левые» — это всегда немного провокаторы. Панк должен стремиться к расширению своей аудитории, к тому, чтобы существовали разные поведенческие реакции: от фетишизации — какой Федор, например, великий! — к прямым актам насилия — «мы его сейчас!».
Ф.: У нас есть узкий круг поклонников, мне хватает. Вообще людей, слушающих такую музыку, практически нет. У Летооаа поклонников много, но Летов выходит за рамки панк-рока. Да и песни записаны (по канонам панк- рока) не очень хорошо: голос на первом плане как-будто у бардов, барабанов вообще не слышно. Я знаю, что музыку, которую мы играем, мы играем хорошо. Что касается текстов — может, у ГО они лучше, но я такие тексты писать не стал бы, смешно писать о том, что можно прочитать в газетах.
B.: Сейчас Летов очень популярен. Ваши взгляды на будущее этой популярности?
C.: Возможны два варианта — я не исключаю ни один. Первый. Истэблишмент, который заправляет музыкальными делами, мафиоано- коммунистичеокие ‘структуры, потихоньку втянут Летова в свою сферу; тогда и го- !варить нечего, это будет духовный зомби. Второй вариант. Он уйдет в подполье, может быть, вот как Федя будет играть только для своих, но играть не перестанет я любом случае — у него больше ничего нет. Но я не
чувствую внутри него иммунитета, чтобы не пойти по первому пути.
B.: Насколько противоречия прослеживаются в целом в явлении? Что касается Егора — все на поверхности, всякий может сказать: да, есть противоречие между идеей и формой. Судя по зарубежным публикациям, появляются панк-группы (они сами себя так именуют), которые борются с тем, что у нас считается обязательными элементами панка.
Ф.: Это просто поиски врага.
C.: Это, наверное, случай второго уровня отрицания, это отщепенцы второго уровня. Они выступают против уже канонизированной модели поведения — надо колоться, пить, разрушать — и провозглашают другие цели.
Ф.: И так до бесконечности. Поэтому я хочу привязать вce к музыке, а не к борьбе какой-либо. От панк- роаса, как социального явления, перейти к музыке. Музыка есть музыка.
С.: Я рискну сделать некий футорологический прогноз. Лет через 20-у нас будет мощный бунт против ценностей, которые у нас сейчас укореняются, против «буржуазных» ценностей. Тогдашние подростки поднимут бунт против этого. Будет расцвет контр-культуры, основанной на отрицании будущих (для нас — будущих) ценностей — свобод и о г о предпринимательства. При этом через 20 лет молодые не будут играть рок, возникнет некая новая контр-культура, новое искусство и это произойдет именно в России.
14.08.91 г.
Новосибирск.
Рисунки PASTNIEKU (Латвия).