Звезда Чолбон

ЧОЛБОН возник и существует с 1987 года. Сегодня в группе три брата Ильиных: генератор идей Григорий (гитара, вокал), Намолнй (бас) и Александр (клавиши, саксофон, вокал), а также: Александр Иванов (ударные), Юрий Васильков (хомус, вокал) и Никифор Аменов (вокал). Музыкального образования никакого; пожалуй, только Саша Ильин какое-то время учился в музыкальной школе. Работают в совхозе, что в полсотни домов: Намолнй — медврачем, Саша — в клубе. Что еще можно сказать о «звездах»? Как относятся к популярности? «Популярность, известность — это еще, в определенном смысле, и ответственность», — считают ребята.
Сегодня их знают, у них часто берут интервью. Они продолжают вызывать горячие споры и интерес. За четыре года ЧОЛ- БОН проделал путь, которому сегодня могут позавидовать многие музыканты. «Рок-периферия- 89» в Барнауле и «Некст-Стоп- Рок-н-ролл» в Новосибирске. Группа обращает на себя внимание «главного якута» — Артема Троицкого, который способствует дальнейшей популяризации их творчества в «топе» авангарда «Программы А» ЧОЛБОН неожиданно становится лидером соврока. Далее следует выступление на фестивале «СЫРОК-2» в столице, участие в акции «Гринпис» в Питере и в фестивале «Программы А». Прорыв ЧОЛБОНА на союзную рок-сцену состоялся. На очереди — прорыв международный: в ближайших планах — выпуск альбома группы в Бельгии.

— Несомненно, все это придало популярности группе и вызвало к ней интерес,— говорит Андрей Кокорин, звукооператор, человек из свиты «северных шаманов».— Кто-то стал более внимательно и серьезно относиться к ней; конечно, и поклонников стало больше. Не сравнить с выступлениями на «Рок-панораме» в Якутие в 1988-м, когда приглашенных воспитанников музыкальных школ и училищ,, обычно присутствовавших там, просто выводили из зала во время их игры: «Мол, чернуха, слушать не положено…»
Сегодня ЧОЛБОН в якутском роке не одинок. В одном ряду здесь можно встретить крепкий коммерческий попе СЭРГЭ; ЧАРОН, играющий горячий авангард с элементами джаз-рока; АЙТАЛ, куда в конце 1989 года перешел вложивший немалую долю в творчество ЧОЛБОНА вокалист Михаил Тумусов. Нет больше сегодня и бесшабашного якутского «металла» — группы 72.

— В Якутии групп не так много, и все они достаточно разноплановые,— продолжает Андрей.— Но в каком-то эмоциональном плане ЧОЛБОН среди них, пожалуй, наиболее интересен. Конечно, может сложиться впечатление, что это фольклорная группа. Но на самом деле они просто выросли в таком окружении — каком-то эмоциональном, поэтому именно так и мыслят. И нет там никакой особой режиссуры, особых рамок и жестких сценариев. Их образы, шаман на сцене — всего лишь элемент импровизации, средство определенного колорита и выражения текстов. И если зал отзывается, включается — эта энергетика, несомненно, срабатывает.
ЧОЛБОН уже успели окрестить «якутским ПИНК ФЛОЙДОМ». И действительно, в своих ранних работах творчество ребят очень напоминало лондонских прародителей «подземного» рока. Сейчас, судя по последним записям, музыканты пытаются напрочь уйти от этого. Конец легенде?

— Когда селения маленькие, трудно ожидать, что кто-то там серьезно интересуется какими-то объективными западными музыкальными концепциями, система- тизированно собирает информацию. Я уже говорил, что с информацией здесь крайне плохо и попадает лишь то, что по-настоящему является звездами мировой величины. Действительно, ЧОЛБОН знаком с творчеством ПИНК ФЛОЙД образца 1973-1975гг. И только. Поэтому, когда все начали сравнивать их с ПИНК ФЛОЙД, это, думается, вызвало ответную реакцию. Может, и немного наивную, конечно. Ибо по-прежнему одни считают их фольклористами, другие — шаманами. Отсюда, несомненно, желание музыкантов избавиться сегодня от какой-то внешней экзотики. Чтобы люди могли глубже проникать в их искусство, в их духовный мир. Чтобы утвердить свое право на творчество, на свои мысли вообще…
«…Когда-нибудь, когда я уйду из этого мира,— поется в одном из загадочных и непостижимых блюзов группы,— душа моя, превратившись в орла, будет парить над родными местами. И с высоты небес я прокричу людям ту истину, которую в жизни им знать суждено». Куда приведет «звезда судьбы», северная Венера первую группу якутского национального рока? Быть может, мы узнаем об этом. Когда-нибудь. И очень скоро…
Игорь Ваганов
(Ростов-на-Дону)
Фото А. Шишкина (Москва)

МАГНИТОАЛЬБОМЫ:
«Мечтание под Луной».(1987)
«Наша плоть» (1988)
«Видения» (1989)
«Пробуждение» (1990)
«Обреченные» (1991)
«Магнитография» предоставлена редакции группой ЧОЛБОН.

Бубен шамана и загадочная этно-культовая медитация, тенью скользящая рваной тканью звука и света под завораживающее гортанное пение. На далекой рок-периферии, в центре Азии, супер-группа национального рока из Верхне-вилюйского района Якутии в который раз переживает свое захватывающее трансовое потрясение в окружении сотен слушателей. Еще одна одухотворенная нашей развитой цивилизацией глушь, где вкус и культура годами формировались лишь радио, программой «Время» да танцами в местном клубе. Где «самолет — хорошо, пароход — хорошо… а олени — лучше»,— все, что до поры нам полагалось знать о тех местах. Где время «решительных преобразований нашей власти» уничтожало древнюю религию шаманов, а национальные, ритуалы оборачивались экзотической диковинкой в строю «нерушимых… свободных». Где этакий цивилизованный «индейский рай» во имя человека. Где кайф, драйв и олени. Где на голых камнях истории берут начало истоки музыкального творчества и духовность «утренней звезды» — звезды судьбы якутского рок-этноса музыкантов из группы ЧОЛБОН.


Обсуждение