Первая «холодная» труба Америки

Уходят гиганты джаза. 28 сентября умер выдающийся музыкант Майлс Дейвис (Miles Davis).
Он родился 25 мая 1926 года в Олтоне, Иллинойс, в семье преуспевающего негритянского врача и бизнесмена. Тринадцати лет, получив от отца в подарок трубу, Майлс Дьюи Дейвис-третий — таково его полное имя — начал играть в школьном биг-бэнде. Три года спустя он периодически выступал уже с профессионалами.
Зимой 1948—49 годов Майлс Дейвис организовал оригинальный собственный коллектив — нонет (девять музыкантов). Группа просуществовала недолго, но успела записать на студии «Кэпитол» восемь вещей — историческую серию, ознаменовавшую рождение стиля «кул», то есть «прохладного», или «холодного» джаза.
Решительная смена эстетических вех обозначилась диском «Walking», записанным 29 апреля 1954 года. Это был другой джаз — моторно-заводной, сочно-вокализированный и очень горячий хард-боп.
К середине 50-х Дейвис уже в зените славы. Он записывает один — альбом за другим. 3 февраля 1959 года секстет Дейвиса записывает пьесу «So What», изданную на пластинке «Kind of Blue» и ставшую важной вехой в истории современного джаза. Альбом «Kind of Blue» подвел черту под эпохой «кула» и «хард-бопа» и как бы объединил их разнородный смысл в некоем итоговом синтезе, открывая перед джазом новые перспективы.
На исходе шестидесятых джаз переживал не лучшие дни своей истории. Его напористо вытесняет рок-н-ролл. Майлс Дейвис, усматривая в роке не только грозного соперника, но и потенциального партнера, объявил в начале 1969 года о намерении сформировать «лучший в мире чертов рок-н-ролл бэнд». А уже 18 февраля, ровно через десять лет после «Kind of Blue» и через двадцать лет после «рождения кула», записывает пластинку «1п a Silent Way». Помимо Майлса, Шортера, британцев Джона Маклафлина и Дэйва Холланда, барабанщика Тони Уильямса, на двух электропианино и органе играли Херби Хэнкок, Чик Кориа и Джо Завинул. Так произошла очередная метаморфоза некогда «холодного» трубача и было положено начало новому музыкальному направлению, названному сначала джаз-рок, затем фьюжн,- а к началу восьмидесятых — кросс-каррент (перекрестное течение, смешивание потоков).
Шесть месяцев спустя чуть увеличенный в составе и еще более (благодаря синтезатору) электрифицированный ансамбль записал свой шедевр — двойной альбом «Bitches Brew» («Сучье варево»), разошедшийся немыслимым для джаза тиражом в 400 тысяч экземпляров.
Советский исследователь джаза Л. Переверзев так писал о М. Дейвисе — «джазовый протей», «ошеломляюще изобретательный фокусник-трансформатор», «трубач пост-гиллеспиевского периода, пионер трех фундаментальных стилевых направлений 50-х, 60-х и 70-х годов, наставник целой плеяды крупнейших мастеров современного джаза».
С 1975 по 1980 год Майлс Дейвис нигде не концертирует и не записывается. В 1981 возвращается и к тому, и к другому с расширенным, полностью обновленным, омоложенным и электронно — компьютеризированным ансамблем, играя в стиле, условно именуемом «кул фанк» или «эйсид фанк».
В. Смирнов


Обсуждение