«Иванов—даун»

«Я НАЗЫВАЮ ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ МНЕ СООБРАЖАТЬ ГОЛОВОЙ…»
С 1988 года на концертных площадках Киева периодически появлялась и столь же периодически исчезала группа АЛЬТЕРНАТИВА. Была в ее репертуаре озорная песенка «Вся музыка — кака!» Во главе АЛЬТЕРНАТИВЫ стоял талантливый и потому постоянно во всем сомневающийся Алексей Дегтярь (гитара, вокал). Часто менялся состав, однако название и лидер оставались прежними. И вот в самом конце бурных 80-х появился И ВАНОВ-ДАУН, созданный тем же Лешей и Андреем Салеховым (экс-СЛОВОПОСЛИЕ, бас-гита- ра).
Далее вы можете прочитать выдержки из нескольких интервью, которые мне довелось взять у Леши в разное время. Но сначала — небольшое предисловие, сделанное самим лидером ИВАНОВА-ДАУНА.

«Представим себе ситуацию, что некий научный сотрудник (назовем его условно «Иванов») занимается, психологическими опытами над людьми. И, будучи завербованным КГБ, работает над созданием психологического оружия. Последствия этого, конечно, можно себе представить. Поэтому был создан проект ИВАНОВ-ДАУН, цель которого — заблокировать такого рода исследования. И если расшифровать название ИВАНОВ-ДАУН, то слово «даун» подразумевает как бы движение вниз, то есть принизить действия некоего товарища Иванова. Целью нашей игры было влияние на подсознание. В этом направлении уже работали некоторые группы, например, ПСИХО ТВ, которые занимаются подобным. Но мы пошли немного дальше, чем они, потому что придумали ассоциативный язык, то есть звуки и сочетания этих звуков, которые должны вызывать разные ассоциации. Это не обязательно будет обозначать какое-то слово, однако какое-то ощущение обязательно возникнет. Также для того, чтобы как-то графически изобразить их, были придуманы определенные знаки. А еще существует студия, задача которой — устранить то направление звукозаписи, где качество становится первопричиной, а сама информация отходит на второй план. Мы же хотим, чтобы прежде всего главенствовала та музыкальная мысль, информация, которая присутствует. Можно спросить: а зачем нужны все ассоциативные слова и к чему они приводят? Ну вот, к примеру, возьмем такой факт: в 1989 году мы написали песню «Oiitch-pooch». И человек, который мог бы поразмыслить в то время, понял бы, что это — предостережение. Что в государстве может быть переворот. Я не могу сказать, что я знал про это, когда писал песню, но это было моими ассоциациями на то, что происходит в стране. Если бы кто-то мог их расшифровать, то, возможно, еще два года тому назад это можно было предвидеть. И еще. Зачем нужен такой ассоциативный язык? Поскольку каждый из всех уже существующих языков ограничен географическими рамками, наш язык может иметь тотальное влияние на всей планете, потому что он не требует обучения, а требует восприятия. Каждый в меру своей фантазии может представить себе конкретные образы…»
Алексей Дегтярь (Иванов-Даун), август 1991 г.

Один из отзывов на музыку ИВАНОВА-ДАУНА: «Их музыка — пять взаимодополняющих цвета черный, красный, желтый, зеленый и фиолетовый. Первые два — основные. Это цвета безнадежности и агрессивности…»

— Почему закончилась АЛЬТЕРНАТИВА?
— Причин много. Во-первых ушли в армию барабанщик и басист. Когда я еще играл в АЛЬ ТЕРНАТИВЕ, мое представление о рок-музыке было чересчур елей ным. Я сам тогда только вернулся из армии и вообще не знал, что такое рок. А потом начались тусовки в кафе, умные советчики, кассеты с разной музыкой…

— А что это была за музыка:
— KING CRIMSON, конечно. Сейчас я к ним, честно говоря, немного поостыл. Еще — Брайэн Ино THE STRANGLERS и тому подобное. Такой информационный шок. И вот человек слушал всю эту музыку, слушал и понял, что нужно что-то делать… Играл в АЛЬТЕР НАТИВЕ. Потом случайно встретились с Андреем и подружились. На той почве, что он очень напоминает Ника Кейва.

— Внешне или внутренне?
— Внешность, на мой взгляд всегда отвечает внутреннему содержанию… Вот произошли такие события, и пришло время понять, что же все-таки нужно делать.

— А когда появился ИВАНОВ ДАУН?
— Где-то в ноябре 89-го, месяца за два до фестиваля «Елки-Палки 90». Эго было наше первое выступление.

— Как вы отнеслись к тому, что ваш дебют удался?
— Были разные чувства. Мы отнеслись к похвалам осторожно Принципиально для нас они не имели никакого значения. Сейчас музыка, которую мы делаем, отвечав нашему мировоззрению. И что бы нам ни говорили, мы уже сами можем разобраться, что к чему. Когда-то я прислушивался к разным советам. Сейчас мне все равно. Главное, что требуется — это время и талант.

— Значит, ты считаешь, что нашел свой путь?
— Нет, это не путь. Я называю это деятельностью, которая помогает мне соображать головой. Раньше все делалось на уровне любопытства. Сейчас же есть повод для размышлений.

— Кого из киевских групп ты слушаешь?
— Я очень люблю КОЛЛЕЖ- СКИП АСЕССОР. Они играли музыку, которую до них никто еще не играл. Гениальные умы на голом месте.

— Как ты понимаешь независимость?
— Для того, чтобы быть независимым в творчестве, нужно самому быть независимым. А для этого нужны деньги. Поэтому западный термин «индепендент» у нас можно использовать только как характеристику определенного направления в рок-музыке.

— Ходят слухи, что ИВАНОВ- ДАУН прекращает свое существование. Это правда?
— Нет. Наоборот, команда превращается во что-то иное. Мы хотим расширить поле своей деятельности. И для этого будем создавать видеопродукцию. Концерты и различные поездки забирают слишком много времени, большая часть которого проходит попусту. И видеозаписи могли бы быстрее путешествовать и быстрее передавать информацию.

— Тогда скажи, в каком состоянии сейчас находится твоя группа?
— Я скажу, что было бы неправильно называть это группой. Поэтому у этого нет состояния. И, возможно, это одна из причин того, что проект не умирает. Когда появляются новые идеи, собирается необходимый состав. И эти идеи претворяются в жизнь.

— Что значит «необходимый состав»?
— Необходимый состав — это те музыканты, которые владеют определенными инструментами для воплощения определенных идей.

— Хорошо. Тогда такой вопрос. Как ты относишься к тому, что известный московский журнал «КонтрКультУр’а», как бы сказать, делает большую ставку на4 ИВАНОВ-ДАУН, то есть рекламирует вас где только можно.
— Я не считаю «КонтрКульт Ур’у» серьезным журналом.

— Однако для многих поклонников рок-н-ролла это едва ли не единственный источник информации!
— Возможно. Однако речь не об источнике информации. Дело в том, что журналы, которые просто рассказывают про события в области рок-музыки, лично меня не интересуют.

— А какой журнал тебя заинтересует?
— Меня заинтересует журнал, где публиковались бы разные научные обоснования того, что происходит в музыке. Ведь есть гармония, есть мелодия, есть композиция и еще большее количество музыкальных наук. Хотя, конечно, кому-то нужна другая информация — «КонтрКультУр’а» или еще что-то. Но меня она не интересует.

…В одной статье, опубликованной в украинской прессе, то, чем занимается ИВАНОВ-ДАУН, было названо «болезнью эпигонства». Леша же сказал, что эта деятельность помогает ему соображать головой. Он, конечно же, был прав.
Я не хочу и не буду анализировать их музыку. Я знаю, что это — какой-то этан, и он, быть может, уже пройден. И завтра все будет по-другому.
А то, что было и есть,— их отчаянное выступление на фестивале «свободной музыки» «Чорна Рада» (сентябрь 90), два разительно отличающихся концерта в рамках «Полных Гудбаев» (90-91 гг.), альбом «Urban Technical» — все это видено и прочувствовано. Будто валун сорвался с горы и катится вниз, и ему уже все равно…
Вот и все. Наверное, что-то происходит. Наш застывший урбанистический мир приходит в движение, стрелки часов в миллион первый раз делают круг, а потом появляется музыка…
Татьяна ЕЖОВА (Киев)
На фото О. Дерзского (Киев) — Алексей Дегтярь.


Обсуждение