Happy and Glorious

В воскресенье, 24 ноября 1991 г., двухлетняя борьба вокалиста QUEEN Фредди Меркьюри со СПИДом закончилась поражением. Слухи о болезни, долгое время циркулировавшие в прессе, незадолго до смерти были подтверждены самим певцом. В его официальном заявлении, переданном прессе, говорится: «Надеюсь, что каждый присоединится ко мне, моим врачам в борьбе с этой ужасной болезнью». Спустя менее чем 24 часа было обнародовано официальное заключение о смерти: «Фредди Меркыори тихо скончался у себя дома. Смерть произошла в результате бронхопневмонии, вызванной СПИДом.»

Руперт Перри, представитель кампании «ЕМI», на которой записываются QUEEN, отрицает, что фирма давно знала о болезни Меркьюри, он также отказался комментировать утверждения, что QUEEN заранее подготовили материал для трех (по другим версиям — восьми) альбомов, готовых к выпуску после смерти Фредди, и сопутствующих им видеоклипов.

…НАСТОЯЩИЕ АНСАМБЛИ РОЖДАЮТСЯ, А НЕ СОЗДАЮТСЯ… Поэтому далеко не всякая группа из четырех человек способна сочетать в себе силу и талант « Королевы».

В 60-х годах Фредди Меркьюри, ведущий вокалист и основная сила QUEEN, был известен под именем Фредди Балсара. Даже тогда невозможно было находиться рядом с ним, но знавшие его понимали, что дух превосходства Меркьюри питала глубокая уверенность, что когда-нибудь он достигнет вершины. Однако, это ъысокомерное отношение, манера пышно, броско одеваться отталкивал и от него многих людей, которые могли бы быть ему очень полезны.
Но Балсара-Меркыори ведал, что творил, постоянно вынашивая в глубине души план — стать звездой рок-н-ролла мировых стандартов с группой самого крупного калибра.

Он родился в Занзибаре, а образование получил в Индии, где его отец служил дипломатическим представителем. Фредди приехал в Лондон и несколько лет изучал искусство графического дизайна в одном художественном колледже. Одновременно он получал навыки музыкального образования — пел в небольших полупроффесиональных коллективах в разных маленьких городках. Занимался и продажей старинной одежды и кое-каких своих картин. Один холст того времени — с изображением Джими Хэндрикса — нужно выделить особо. Балсара боготворил Хэндрикса, особенно его манеру контролировать аудиторию. Фредди следовал за своим кумиром через всю Англию, и пока Хэндрикс взрывал поклонников изнутри, будущий великий певец QUEEN впитывал все это в себя, медленно отрабатывая стиль, свойственный великолепным сценическим образам Хэндрикса, и перечерчивая этот образ собственным волшебством. На своей картине Фредди изобразил Хэндрикса в образе астронавта, несущего гитару.

Когда Балеара познакомился с гитаристом Брайэном Мэем и барабанщиком Роджером Тэйлором, которые в ту пору (семидесятый год) играли в группе хард-рока, они соединили все свои замыслы.
Когда квартет— Меркьюри, Мэй, Тэйлор и Джон Дикон на бас-гитаре — и их общий друг Джон Харрис, оператор группы — начали выступление, их аппаратура представляла собой странное смешение старых усилителей и самодельных колонок. Но уже на этом этапе особое значение придавалось сценическому оформлению — парни постоянно просили знакомых помочь в световом решении песен, создании костюмов.

Но они были очень осторожны, и трое продолжили учебу, несмотря на признаки блестящего будущего в музыке.. Мэй закончил курс физики, Дикон — электроники и Тэйлор — биологии. Пока инструменталисты проводили часы в колледже, заносчивый гений Меркьюри создал основу музыки QUEEN. Сначала он решил, что они станут группой хард-рока, но более мелодичной. В соответствии с этим он подбирал материл, ставил репетиции, и в соответствии с этим организовал первую запись. И именно благодаря ему группа смогла стать великой, а первоначальный замысел «мелодичной группы хард-рока» превратился в то, что именуется нынче QUEEN.
Само собой разумеется, что никто иной как Меркьюри выдумал и название. Он представил всю действенность такого имени — его можно понять и как шутливое, и как прямое, оно полно мощи, загадочности. И кроме того, каждый англичанин знает, ЧТО такое КОРОЛЕВА.

Более года они прилежно работали, подбирая звучание. Они уже были совершенным коллективом, но не выпускали пластинок и не выступали. С тщательностью и аккуратностью, ставшими их «фирменной маркой» они продолжали репетировать, шлифуя звук и кропотливо продумывая внешную сторону сценического шоу. И лишь после того, как весь музыкальный материал и внешняя форма достигли совершенства, они переступили порог студии звукозаписи — теперь QUEEN стала той группой, образ которой точно соответствует задуманному.
Первую возможность записаться они получили в новой студии «De Lane Sea» в Уэмбли — им разрешили сделать четыре записи для себя — «в обмен» на помощь при проверке студийной аппаратуры. Эти ленты вызвали большой интерес в музыкальной индустрии, которая к тому времени, казалось, стала чем-то неподвижным, и группа заручилась поддержкой Трайдента, собственника широко известной студии E.M.I.
Меркьюри и ребята потребовали максимума в финансовой поддержке, и ввиду ажиотажа, вызванного четырьмя записанными вещами, добились этого и оказались в завидном для любого начинающего коллектива положении. Таким образом Трайдент стал их первым менеджером, а E2.M.I. — их первой фирмой грамзаписи.
Но вскоре из-за финансов возникли разногласия. После первоначального провала их первой долгоиграющей пластинки (проданной позднее тиражом более миллиона экземпляров), их второй альбом «QUEEN-П» имел успех в Англии в основном потому, что группа солидно «поддержала» его гастролями по стране. С ноября 1973 по апрель 1974 они колесили но Великобритании практически без остановок. Вот тогда-то парни и поняли, что здесь что-то не так — продолжая борьбу с Трайдентом за материал, предназначенный для альбомов, они по-прежнему получали по сто фунтов в неделю, но эту же сумму они зарабатывали и до того, как их второй альбом сделал хит.
Поклонники приняли QUEEN хорошо, хотя пресса не бралась за сей феномен до некоторых пор. В 1974 году группа выступила в США, играя в качестве довеска к МОТТ THE HOOPLE Яна Хантера и делая большие успехи. В это время их постигла неудача, обернувшаяся, впрочем, несомненной выгодой. В разгар турне заболел Брайэн — они отменили оставшиеся выступления и возвратились в Англию. Неожиданным результатом этого вынужденного бездействия стала очередная попытка группы создать что-то необыкновенное, увенчавшаяся страшным ударом по миру — альбом «Sheer Heart Attack» и сингл «Killer Queen».
В следующем году во время второго турне по Штатам они достигают вершины популярности и одновременно наступает переломный момент во взаимоотношениях с Трайдентом. По возвращении из Японии было наконец принято решение порвать с менеджером и подписать контракт с Джоном Райдом, работавшим с Элтоном Джоном — по признанию парней, они чувствовали, что, сохранив связь с Трайдентом, группа поставит под удар свое будущее.
«Бракосочетание» прошло успешно. Если Трайдент не желал или был не в состоянии потворствовать вкусу музыкантов в дорогостоящем сценическом оформлении и нродюсировании, то Райд вкладывал приблизительно по сто тысяч фунтов в каждый альбом, выпускаемый начиная с «А Night At The Opera». Как группа они очень требовательны и постоянно борются за дальнейшее совершенствование, и Райд быстро приучился работать в таких условиях.
В середине 1975 они приступили к работе над альбомом, ставшим ключевым. «А Night At The Opera» был выпущен в конце года, а сингл «Bohemian Rhapsody» стал знаменитейшим в истории. Ярко выраженные оперные интерлюдии и внезапные смены ритмического рисунка были необыкновенны и волшебны. Радиостанции игнорировали «Rhapsody» из-за большой длительности звучания (6 минут), но постоянные просьбы слушателей заставили владельцев радио проигрывать песню целиком. В Британии эта пластинка девять неделк. занимала первое место и лишь в одной этой стране была продана тиражом свыше миллиона экземпляров.
«А Night At The Opera» стал первым платиновым \альбомом QUEEN. Все предыдущие были более-менее успешны, но этот вознес группу в избранный крут суперзвезд. Спутником «Ночи» стал «День» (альбом «А Day At The Races», записанный к конце 197G), включавший хиты «Somebody То Love» и «Tie Your Mother Down», и поддержанный американскими гастролями в начале 1977 года.
Но QUEEN не собиралась почивать на завоеванных лаврах. Сохранять великолепие настоящего момента было нелегко, но тем не менее, спустя два месяца четверка вышла из студии, а свежий альбом «News Of The World» (шестой no счету) с ходу ворвался в первую десятку. Диск резко отличался от своих предшественников, доказывая, что парни лучше других осознают все сложности роста и прогресса. Ведь часто великолепнейшие группы рождают бедные по содержанию альбомы лишь потому, что не хотят понять, что становятся банальными. Постоянные изменения стиля QUEEN питают критиков, но одновременно предохраняют от избитости звучания.
«Ночь в опере» и «День на скачках» создавались медленно, время тратилось даже чересчур расточительно. «Новости со всего мира», напротив, был записан за восемь недель, в промежутке между европейскими и американскими гастролями и, в отличие от прежних двух, был полностью записан в лондонской студии.
«Альбом писался по дороге в студию»,— вспоминает помощник менеджера Пит Браун, сотрудник «Джон Райд Энтерпрайсиз Инкор- порайтед». «Они буквально лопались от идей, но имели слишком мало времени, чтобы все обработать. Результат — наиболее уникальная пластинка QUEEN. И очень интересная. Например, вещь «Sleeping On Sidewalk», написанная и спетая Брайэном — экспромт. Простенькое блюзовое звучание явилось непредвиденным. Ребята не знали, что аппаратура включена. А этот вариант, сыгранный «для разминки», оказался самым удачным. И «We Will Rock You» с начала до конца создана Брайэном. Ему хотелось, чтобы в музыку вовлекался зритель — вот он и вставил топанье ногами и хлопки — как бы для подсказки».
«Му Melancholy Blues» — новый шаг Фредди, по словам Брауна. «Ему нужна была такая песня, вот он ее и написал, a «Get Down Make Love» — тема скорее рас- сшифровывающая, нежели намекающая».
В «Sheer Heart Attack» (название взято из третьего альбома) свирепый натиск гитары и вокала дает выход ударным Роджера. Ее, а также «Fight From The Inside», написал Тэйлор, в них он играет на басу, ритм-гитаре и ударных.
Басист Джон Дикон принял в создании этого альбома большее участие, чем когда-либо. Он написал две песни — «Spread Your Wings» и «Who Needs You». Меркьюри одобрительно отозвался о композиторском вкладе Джона, назвав «Spread Your Winds» «песней певца».

Что касается обложки, то группа приложила максимум усилий, создавая самую впечатляющую обложку. Она состоит из двух частей. Передняя изображает робота — того же, что и первая страница журнала за 1953 год, —держащего выскальзывающие из рук фигурки членов группы. Торс этого создания, скрытый на странице издания 24-летней давности, здесь открыт. Участники ансамбля вынуты роботом из сферического помещения, внутренний вид которого показан на развороте. Люди спасаются бегством от робота, протягивающего руку внутрь.

QUEEN стала группой с мировым именем, что подтверждается фактом существования международного фэн-клуба с широким кругом поклонников. В клубе более восьми тысяч членов из Англии, Европы, Америки, Азии. Ежегодно за пять фунтов членам клуба рассылаются членские билеты, биографии участников, фото, а также выходящий четыре раза в год бюллетень новостей, включающий записку, написанную Фредди, Брайэном, Роджером, Джоном. QUEEN преданы своим поклонникам и доказательством тому служит специальный концерт для членов фэн-клуба, состоявшийся в Лондоне 13 октября 1977 года. Группа только что закончила работу над альбомом «Новости со всего мира», оставалось меньше месяца до начала турне по Америке, когда музыканты решили дать концерт только для членов клуба в «Нью Лондон Тнэтр» на Друри-Лэйн.

Идея родилась в пятницу 7 октября. За уикенд Пит Браун сделал все необходимое, чтобы пригласительные билеты с именами членов клуба были разосланы, сзывая всех на шоу-экспромт. Через пять дней зал заполнили исключительно члены фэн-клуба.
Иногда популярность вынуждает группу сохранять почти военные меры секретности относительно местоположения. Вовремя работы над пластинкой «А Day At The Races» в 1976 они были вынуждены «отступить» на уединенную ферму в сельской местности Сэррэя, чтобы отдохнуть и поработать без помех. Но каким-то образом их укрытие стало известным, и они выдержали настоящую осаду — поклонники заглядывали во все окна и скрывались за каждым кустом. Поэтому, когда они работали над «News…», никто, кроме ближайших друзей, не знал об их местонахождении.

Со времени первого турне но Англии в 1973 году, когда они выступали как довесок к МОТТ THE HOOPLE, группа не раз гастролировала в Британии, Америке, Австралии, Японии, Европе. За несколько лет аудитория QUEEN выросла от нескольких человек в одном из лондонских лекционных залов до двадцатитысячных толп в «Мэдисон Сквер Гарден» в Нью-Йорке, «Форуме» Лос-Анджелеса или на сказочном токийском «Будокане». Можно также вспомнить шоу в Гайд-парке в сентябре 1976 или выступление на арене «Эрлз-Корта», где со специальных подмостков вознеслась ввысь колоссальная корона — самая большая из сделанных до сих пор — и была использована система экранов, что обеспечило хорошую видимость последним рядам.
Наряду с напряженными гастролями, QUEEN постоянно выпускает альбомы с помощью продюсера Роя Томаса Бэйкера и инженера Майка Стоуна. Они добились постоянного роста популярности от дебюта до «прорыва» альбома «QUEEN-П», от лирического рока «Sheer Heart Attack» к невероятным композициям «А Night At The Opera» и «А Day At The Races», и нокауту «News Of The World». И все альбомы включали успешные синглы, такие, как «КМ ler Queen», «You’re My Best Friend», «Somebody To Love», «Bohemian Rhapsody», «We Are The
Champions» — теперь это уже не просто песни, это легенды.
Но QUEEN прогрессировали не только как музыканты, но и как личности. Менялось звучание, росла эффектность выступлений и, не обращая внимания на критику, не поддаваясь сомнениям, росли и сами QUEEN. И в обозримом будущем конца росту группы не видно.
(«Groove», 1977 г.)

QUEEN
DISCOGRAPHY
Queen — 1973
Queen II — 1974
Sheer Heart Attack — 1974
A Night,1 at the Opera — 1975
A Day at the Races— 1976
News of the World — 1977
Jazz — 1978
Live Killer (2 LP) — 1979
The Game— 1980 Flash Gordon — 1980
Hot Space — 1982 The Works — 1984
Complete Vision — 1985
A Kind of Magic— 1986
The Miracle — 1989
Innuendo — 1991
(не указаны сольные диски и компиляции)


Обсуждение