«КРЕМАТОРИЙ». Группа, у истоков которой Армен Григорян и Виктор Троегу- бов, существует с конца 70- х, широко известной становится с 83—84 гг. среди студенческой и хиппистской аудитории. Первые магнитоальбомы были записаны в акустическом варианте, позднее появился электрический КРЕМАТОРИЙ, в текстовом плане акцент смещается от зарисовок частной жизни к социальным наблюдениям. В песнях группе удается добиться целостности, единства поэзии и музыки, сегодня это — одна из самых популярных групп, вышедших из андерграунда 80-х и сохранивших экзистенциалистский взгляд на наше бытие и немалую долю иронии и сарказма.
Магнитоальбомы: «Винные мемуары» (1983), «Крематорий-И» (1984), « Иллюзорный мир» (1986), «Кома» (1987), «Клубника со льдом» (1989).
Дискография: «Живые и мертвые» (сборник лучших старых вещей) (1990), «Клубника со льдом» (1990), «Зомби» (1991).
16 и 17 декабря во Дворце культуры железнодорожников г. Новосибирска состоялись концерты группы КРЕМАТОРИЙ. Группа в последнее время много гастролирует (в июне вместе с Б Г и другими участвовала в рок-форуме «Соловки»). Омск — Новосибирск — Красноярск — Барнаул — маршрут их сибирских гастролей.
Команда Армена Григоряна показала ретроспективу своего творчества — от «программных» песен «Крематорий», «Безобразная Эльза» и «Мусорный ветер» до «Клубники со льдом» и новых вещей из последнего альбома «Зомби».
Авторы энциклопедии «Кто есть кто в советском роке» (М., 1991) тонко подметили декамероновское начало «крематорщиков» — в их песнях удивительно органично сочетается приземленное и романтическое, лирика и цинизм:
Они больны проказой.
Они не верят больше природе.
Парадокс, ирония и своя особая интонация, мелодические находки позволяют им соединить, казалось бы, несоединимое. Такое удавалось немногим (талантливо, конечно), пожалуй, только Майку Науменко. Не случайно в память о Майке прозвучала его песня «Ты дрянь».
Почтил КРЕМАТОРИЙ память и еще одного замечательного му зыканта — Джима Моррисона:
Наша смерть нас гонит вперед.
Наше время движется вспять.
Мы все — стая гончих псов.
Где-то уже с середины концерта публика «завелась». Первые ряды опустели, заискрились бенгальские огни, вспыхивали спички, грустно пела скрипка Михаила Россовского.
В интервью «Комсомольской правде» Григорян посетовал, что «беда русского (или советского?) рока — отсутствие у огромного большинства населения соответствующего вкуса». Благодаря таким командам, как КРЕМАТОРИЙ и держится уровень отечественной рок-музыки, способной воспитывать вкус.
Владимир СМИРНОВ
P.S. 23—24 ноября в московском ДК им. Горбунова состоялась презентация нового альбома КРЕМАТОРИЯ «Зомби». Диск продавался тут же — по 20 руб. Кстати, 24-го же Армену Григоряну исполнилось 30.