Я-воин… /«Культурный бункер».

Психоделическая, с ориентацией на авангард (в начале карьеры — 1982 г.) группа из г. Бердска (спутник Новосибирска) после записи двух первых магнитоальбомов и некоторого перерыва вернулась к творчеству, в котором сильно влияние восточной культуры и алтайской традиционной философии. Лауреат конкурса магнитоальбомов журнала «Аврора» (1989). В составе КБ: Евгений Агнин (вокал, клавишные), Александр Яковенко (гитара, вокал, бас), Олег Винокуров (ударные, духовые). Магнитография: «Циклопия» (1982), «Циклопия2» (1983), «Мутант» (1987), «Комната каннибалов» (1988), «Лаоюп» (1989), «Колокольчик Деревянной Лошадки» (1989), «Ракшас. Харе Кришна» (1990).

Пять условий
для одинокой птицы:
Первое — до высшей точки
она долетает,
Второе — по компаниям птиц не
страдает, даже таких, как она,
Третье — клюв у нее
направлен в небо,
Четвертое — нет у нее
окраски определенной,
Пятое — поет она очень тихо.
Сан Хуан де ла Крус.
«Разговоры о свете и любви».

Заглянем в зеркало. Первый план отражения нам хорошо известен. Но что дальше? Точка, кажущаяся нам конечным пунктом, оказывается лишь развилкой, за которой сотни запутанных в пространстве лабиринтов, комнат, коридоров. Неизвестная жизнь, взаимодействия предметов. Зеркаловедение — бездонная наука. Метод выражения, предлагаемый группой КУЛЬТУРНЫЙ БУНКЕР, во всей полноте обладает этим свойством. Бездонностью.
Несколько людей выходят на сцену и начинают делать свое дело. Слово «музыка» по отношению к тому, что собственно происходит — это своего рода условность. С одной стороны — да, музыка (причем без всяких скидок на отечественное происхождение), с другой стороны, отчаянный крик: «ОСТАНОВИ МИР!»
Они хотят натолкнуть, заставить соприкоснуться с чем-то иным. Каждый человек испытывал нечто, но почти каждый сознательно бежал. В науке зеркаловедения есть один ускользающий нюанс. Мы забываем, что, пытаясь разобраться в той стороне, всегда стоим к ней спиной, с трудом выдерживая собственный взгляд. Музыка КУЛЬТУРНОГО БУНКЕРА — акт неделания. Они исполняют музыку, не исполняя ее, произносят слова, находясь в молчании. Двоичный код «да-нет» перебарывает сам себя, и энергия этого противоборства перебрасывает нас на ту сторону.
Слова, звучащие в композициях, тоже очень необычны. Каждое слово центростремительно. И, тем самым, «белый лама», «огонь», «ветер», «полет птиц» трансформируются в потрясающие своей наполненностью символы, мерцающие где-то за гранью, в ужасающем, беспощадном и, в то же время, прекрасном мире. В противовес произнесению осуществляется неделание — сообщение всеобъемлющей энергии безмолвия. Мягко и ненавязчиво, едва различимым шепотом. Мне кажется, уместным было бы сравнение со структурой мантр. Действительно, существует громадное количество ^трудов, толкующих, скажем, мантру «ом мани падме хум», но первоначальный, глубинный смысл заложен собственно в произнесении ее. Принцип крутящегося колеса. Осознание на первичном, фонетическом уровне.
У дзен-буддистов существует одна очень интересная практика — созерцание моментального действия. Например, человек по дороге домой предвкушает, как он зайдет в квартиру и щелкнет выкючателем. Ивее. И долгое время пребывает под впечатлением этого действия. Принцип подачи звука у группы как раз и носит характер подобного спонтанного действия. При этом происходит преодоление еще одного двоичного кода «динамика-статика». С одной стороны, осознание и осмысление только что сказанного, с другой — продолжение музыкальной фразы. По ту сторону текучести и неподвижности, работы внутренней и внешней. В результате получается лаконичная и очень энергоемкая структура, позволяющая сдвинуть порог восприятия или, во всяком случае, пробудить стремление к непознанному.
Так называемый поиск общего языка с аудиторией становится бессмысленным. Просто происходит втягивание в какую-то динамическую среду. Здесь свои законы взаимодействия и своя стратегия поведения. Поступательное движение вглубь. Ломка щитов. Мы направляемся вплавь к другому берегу. На одном берегу нам привычно «смотреть», на другом можно только видеть.
В центре зала формируется громадный хрустальный шар. Он начинает дышать, пульсировать и, в определенный момент покрывшись мелкой сеткой трещин, лопается и бесшумно осыпается на пол. Остается прозрачный голос, мириады звуков. Я стою один посреди моря светящихся нитей, пронизывающих все…

ЭПИЛОГ, или основной ВОПРОС ЗЕРКАЛОВЕДЕНИЯ.
Может быть, стоит повернуться в зеркале к себе спиной и неторопливо продолжить путь? Это путь воина. Кто пойдет по нему? Не все ли равно… Как вы думаете? А?

ПОСТСКРИПТУМ
Одному человеку приснился сон. Будто бы он оказался в мире, где все кверх ногами. И как он не бился, перевернуться ему не удавалось. Но вот однажды он встретил нечто. Оно напоминало звук. Он подружился с ним, и тот по дружбе подсказал ему, как это сделать. Он был очень благодарен звуку за то, что тот открыл ему глаза. Он уже почти перевернулся, как вдруг подумал: ведь это всего лишь сон. И… проснулся. «Что это было?» — подумал человек. «Это было…», — прошептало ему что-то на ухо. Но шепот был таким тихим, что человек совершенно его не расслышал.
А. Ж.


Обсуждение