— Судя по названию группы и тематике песен (КРЕМАТОРИЙ довольно много поет о смерти), участники группы — серьезные люди. Как тогда объяснить, что даже в песнях о смерти прослеживается несколько ироничная, веселая нотка, не связывающаяся с воспеваемой КРЕМАТОРИЕМ темой? Например, у КРЕМАТОРИЯ есть композиция «Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть» — цитата серьезная, но тот, кто слышал ее в песне, знает весьма веселое исполнение ее с припевом «ла-ла-ла, ла-ла-ла».
A. Григорян: Я не вижу ничего ироничного в этой фразе, она, по-моему, достаточно серьезная. Возможно, несколько коробит само слово «сдохнуть», но, понимаешь, жизнь есть путь к смерти и мы, может быть, спели бы «умрем», однако, если ты знаешь сюжет песни, то, в общем, тот скотский образ жизни, который ведет большее население Советского Союза, не подразумевает под собой людскую жизнь или людскую смерть. Уж если люди живут и жрут, как животные, то есть предположение, что они сдохнут, онемеют и пр. А что касается сюжета «Безобразной Эльзы», так есть реальный прототип Эльзы со Столешникова переулка, которая уже будучи беременной женщиной продолжала пить портвейн за милую душу и таскать банки со спиртом. Насколько мне известно, у нее потом родился больной несчастный ребенок…
— Однако же это не повод так весело об этом распевать!
— Есть общий подход к любым песням. В наших песнях, может быть, есть юмор, но в каждой песне КРЕМАТОРИЙ старается балансировать между минором и мажором. Если в тексте идет мажорный оттенок, то в музыку пытаемся вложить минор. И наоборот. И вот на этом балансе построено большинство песен группы КРЕМАТОРИЙ. На концертах одна и та же песня исполняется по-разному в зависимости от настроения музыкантов. «Безобразная Эльза» на одном концерте может получиться веселой, а на следующем она какая-то грустная. Переменчивый характер.
— Считаете ли вы себя социальной группой?
— Никогда в жизни! КРЕМАТОРИЙ вообще не имеет никакого отношения к социальным группам, не поет каких-либо социальных или политических песен. Мы никогда серьезно не пели о социальных проблемах, хотя есть вероятность, что некоторые темы пересекались с этим. Поем о том, что нас окружает, сюжеты всех песен реальны, это жизнь, жизнь нгаших друзей, нас самих. Мы просто закладываем эти сюжеты в рамки своих песен.
— В этом случае творчество КРЕМАТОРИЯ аналогично, скажем, творчеству Джима Моррисона и между вами часто проводят параллели.
— А я никогда не скрывал, что мне нравится этот гениальный поэт и композитор. У нас много общего. Так же, как в музыке мне близки Лу Рид, Т. REX, Джими Хендрикс… Отголоски их творчества слышны в песнях КРЕМАТОРИЯ. Старая музыка для меня — хороший источник вдохновения, и мы следуем старым традициям. В то время музыка была более живой, более искренней. То же хотим передать через музыку и мы. Когда начинали, не думали о выпуске грампластинок, даже не предполагали, что будем выступать в больших залах. Все было написано для друзей, но в какой-то момент выяснилось, что это интересует еще кого-то.
— После прослушивания пластинки «Зомби» мне показалось, что от былого КРЕМАТОРИЯ не осталось и следа. Как вы думаете, не отпугнет ли новый саунд старых почитателей КРЕМАТОРИЯ?
B. Троегубов: Эта пластинка, как и все и всегда в КРЕМАТОРИИ, имеет ряд недостатков, но по значимости того, что на ней достигнуто — эти недостатки мелки. Я считаю, что по сравнению с двумя предыдущими пластинками, которые вышли на «Мелодии», пластинка «Зомби» — некий прорыв (в КРЕМАТОРИИ, по крайней мере). Когда я ее первый раз слушал, она мне не понравилась. Я на ней не записывался, поэтому мое отношение к ней честное. Можно предъявлять претензии по каким-то отдельным исполнительским качествам, но такие вещи, как «Калигула» или «Шпадер» — это очень хорошо. Считаю, что «Зомби» — переход на новый уровень, и это работа не на потребу, а нормальное внутреннее состояние, которое удачно зафиксировалось. На пластинке заметно новое мышление, что для КРЕМАТОРИЯ всегда очень многое означало. Потому что в начале это была акустическая группа и мышление было направлено в ту сторону. Потом появился альбом «Иллюзорный мир», где были исключительно песни Армена, и я их воспринял вначале неплохо. Но «Иллюзорный мир» — весьма интересная пластинка. Эти песни уже полтора года пелись на квартирных концертах, прежде чем мы сделали сборник хитов, впоследствии объединенных, правда, общим замыслом.
— В новой пластинке абсолютно нет хитов, чего на предыдущих записях, я считаю, хватало в избытке. И это тоже отрицательно скажется на восприятии новой программы КРЕМАТОРИЯ-
— Прикол в том, что группа достигла такой ситуации, когда нет понятия «хит или не хит?». Все, чего группа сейчас достигла — это уже хит! Вчера были концерты в ДК Горбунова, мы объявляли, что сейчас прозвучит такая-то песня и народ уже «торчал» и пел эту песню. «Мусорный ветер» стал хитом случайно, песня не была создана на потребу. После нее нам предлагали такой вариант: ребята, напишите еще один «Мусорный ветер» и вы будете лидером хит-парадов. Зачем это нужно? Пишется только то, что хочется.
— Правильно ли считать, что КРЕМАТОРИЙ именно та команда, которой легче всего выразиться в акустической музыке, а электрическое звучание считать мимолетным экспериментом, как это некогда было у Марка Болана и его Т. REX?
— Как ни странно, у Болана было замечательно и то, и другое. У КРЕМАТОРИЯ тоже, в принципе, каждое искусство находит свой смысл. Я, например, не знаю, чему больше отдать предпочтение — домашнему музицированию или концерту на большой сцене? Не могу понять этого, потому что и то, и другое в кайф, но по-разному. Еще я хочу сказать, что КРЕМАТОРИЙ сейчас настолько стабильная команда, что ее не разрушить никакой волной. Во всяком случае, еще две-три пластинки — это железно. Потом, конечно, могут возникнуть какие-то противоречия и т. п. Но сейчас все нормально. На сегодняшний день я оцениваю шансы КРЕМАТОРИЯ очень высоко. Потому что есть старые группы, которые еще живы, но они начинают проигрывать. У КРЕМАТОРИЯ же в этом отношении все отлично!
— Насколько на КРЕМАТОРИЙ влияет то, что происходит в нашей стране?
А. Григорян: Меня совершенно не интересует политика, все то, что происходит вокруг. Мы всегда самостоятельно развивались, варились в собственном соку и все эти проблемы были далеки от нас. Сейчас мы их, к сожалению, начинаем чувствовать, и, конечно, обидно, что все так скверно в нашем государстве. Честно говоря, поначалу я думал, что демократы могут вернуть хотя бы к какому-то человеческому существованию, но теперь мне кажется, что страна обречена настолько, что уже никто ничего не сможет исправить. И лучший способ остаться самим собой — быть независимой группой и воспринимать жизнь такой, какая она есть.
— Но оставаясь в полной независимости, вас все равно будут преследовать наши общие проблемы, потому что вы живете здесь.
— Касаются, конечно. Но если быть независимым, те же проблемы легче преодолеть, нежели бы КРЕМАТОРИЙ вступил в какую-нибудь, условно говоря, «концертную мафию». Тогда мы столкнулись бы с еще большими проблемами. А так КРЕМАТОРИЙ играет свою музыку, выпускает пластинки, в конце концов это наш хлеб. И пока к нам приходят люди на концерты, пока покупаются наши пластинки, я думаю, что все о’кей. А что касается всего остального, то это очень серьезный разговор и он не для этого интервью.
— Чем КРЕМАТОРИЙ будет занят в ближайшее время?
— Хотим выпустить полный сборник собственных сочинений, в котором также будет описана история группы. В книге будут рисунки, сама книга в жестком переплете и цветной обложке. В нее войдут приблизительно 80 стихов КРЕМАТОРИЯ. Потом мы выпустим сборник стихотворений хиппи разных концов страны, которые нам удалось собрать. Потому что бытует мнение, что американские хиппи что-то оставили после себя, тогда как наши русские, якобы, не имели в своем творчестве ничего интересного. Мы придерживаемся другого мнения. И сейчас у нас большая пачка стихов разных авторов, которых мы решили объединить в одну книгу.
Беседу вел Андрей ТАРАСОВ (Московская область)