Возрождение на целине малой земли

Один концерт и перспективы рок-н-ролла в одном, отдельно взятом городе
Развалины днепропетровского рока (понятие более чем мифическое) ожили, засветились огоньками, зашумели на все голоса. Произошло то, о чем долго говорили, ничего при этом не делая. В рекламе значилась «Ассамблея акустической музыки». Ну, ассамблея так ассамблея. Важно не название, важен факт: после бесплодного многолетия рок-жизнь в городе началась. На фоне всеобщего развала звучит самонадеянно. Однако вечер 26 октября 1991 года доказал обоснованность выражения «рок-жизнь» применительно к Днепропетровску. Энтузиазм местных подпольщиков имеет теперь достаточные резоны:
— свое место — уютный зал арт-галереи «Сейчас» в новоотстроенном Дворце пионеров на набережной Днепра;
— энергичная MCSA (ассоциация чистого музыкального звука), возглавляемая музыкантами, к тому же знающими толк в финансах и рекламе;
— благорасположенный хозяин помещения;
— внимательная и преданная публика, человек 200, покупающая трехрублевые билеты.
О хлебе все, теперь о песнях.

Видимо понимая необычность происходящего, на зов Ассоциации собралось десятка полтора исполнителей и групп. Шестичасовое представление прошло динамично и кайфово, вернув зрителям и музыкантам давно утерянное чувство рокерского братства.
Аркаша, ГНЕЗДО ЧЕРЕПАХИ, Руслан Уралов, Сан Саныч, ПОСЛЕДНЯЯ ОСЕНЬ (до перерыва), ТОК, ЗИЯТА МАНДАТА, СПЛАВ, господин И. Нагорный, 777 (Новомосковск), мр. Хьюз + БЭНД, А. Хохлов, ЗЕРКАЛО, ОСКОЛКИ СНА, ФИКК. На данный момент это все наиболее стабильные исполнители города с неплохим потенциалом. Ассамблея стала точкой встречи и началом надежд.
Хочется начать с электрической, так сказать, конфессии. Прозябание традиционно-роковых составов города стало уже притчей во языцах. Все привыкли или к их быстрому угасанию, или к опустошающей зацикленности на одних и тех же темах. В акустике все преобразилось. Взять тот же Т.О. К. Наиболее известны за пределами Днепропетровска, мелькали в республиканских хит-парадах. Более семи лет исправно тянут лямку хеви-метал. Обладая хорошими техническими данными, в последнее время поют исключительно на английском. И вдруг: «Эти песни давно не исполнялись»,— как бы оправдываясь, сказал Андрей Подгайный яростный Т. О. К-—вокалист. С акустической гитарой, без цепей и кожаного обмундирования, он смотрелся весьма непривычно, как-то по-домашнему. Придав своему диоподобиому фальцету необходимую иронию, Андрей спел несколько очень веселых песенок. Обильно рассыпанные в текстах перлы типа «кровь течет из пуза, как из носа» побуждали зал к оживлению, а меня — к ностальгии по школьным годам и ЗООПАРКУ. Ей-Богу, этот сокращенный Т.О. К. (грозный барабанщик Рэмбо подстукивал на тамтамчиках) гораздо симпатичнее своей шипастой ипостаси. То же можно сказать и про ЗЕРКАЛО. Играя принципиально другую музыку, этакий фьюжн с бардовскими интонациями, они оказались в похожей ситуации. Явных проигрышей нет, выигрышей тоже. Здесь они рискнули. Акустическому трио (гитара-гитара-фоно) был придан ритм-бокс. Получилось интересное соединение (фьюжн!) рэповой ритмики с чисто акустическим, джазовым звучанием. Упрощение иногда приносит пользу. Вот вышел простой МИСТЕР ХЬЮЗ, сыграл простой рок-н-ролл, а люди просто потанцевали. Просто места было мало.

Вообще, на мой взгляд, именно простота, не вульгарность — одно из качеств рок-н-ролла. Поиски этого качества в своем, оригинальном понимании привели неутомимого приколиста Сашу Евдокимова (экс-СПЛАВ) к созиданию собственного проекта. «Сплавовцы» пришли как зрители, посмотрели на Евдокимова и тоже решили поиграть. Названий Саша перепробовал кучу, причем при постоянстве состава. Прямо перед выходом на сцену Ассамблеи эта странная группа разыграла среди зрителей шесть вариантов и получила новое имя — ЗИЯТА МАНДАТА. Такие они во всем. Живут легко, играючи, музицируют так же. В музыке соблюдают разумный компромисс между волновым минимализмом и джазовой школой лидер-гитариста (Юра Рижко). По текстам мечутся кошки, троллейбусы и безудержное обэриутство. В сумме получается раскованно, но интеллигентно. А тот момент, когда игра становится делом, для ЗМ наступил не совсем в музыке, а, скорее, около нее. Ведь MCSA, равно как и концерт — целиком их детище. Вдобавок Саша выступал в роли ведущего и справился с ней на пять. Настолько живой, теплой атмосферы на сейшенах я не припоминаю. Уже в начале одиннадцатого вечера большая часть зрителей не скупилась на эмоции.
Заканчивая о высоких напряжениях, можно сказать, что электрикам пришлось нелегко. Меняя статус, они попадали в пространство с иными намерениями, иными интонациями. На уровень выступлений это повлияло. Но артистической выдержкой днепровские рокеры обладают, что дает им шанс на выживание в будущем.

Интонации акустики… Разумеется, не от хорошей жизни столь устойчив расцвет рок-бардов. Но, положа руку на сердце: состоялось бы то, что Майк назвал «наше право на рок» без них, без их фанерного подполья? Убежден, что нет. В Днепропетровске истечение новых идей и имен — почти целиком из акустики. Целиком оттуда Ян (Женя Янчицкий) со своим ГНЕЗДОМ ЧЕРЕПАХИ. С мироощущением, которое хочется назвать вызывающе человечным. В музыкальных решениях эго особая теплота блюзовой баллады. К стихам Яна поэтому не притрагивается всеядная ирония. Они подернуты дымкой осенней элегии, подспудно обжигаемой настоящими страстями. Сквозь голос страсти вырываются в мир. Пение Яна высокое, звонкое, порой срывающееся на крик, очень нервное.
Одинокий голос человека.
Это Ян.
Человеческий голос одиночества.
Это Руслан Уралов.

Дело здесь не в перестановке слов в разности интонаций. Об интонациях Яна уже сказано, интонации Уралова хочется обозначить такой формулой: он не поет об одиночестве, но одиночество говорит им. Тексты-настроения песен Руслана подчинены образам великого Одиночества: Одиночества перед лицом Бога, Смерти или Свободы. Характерно, что Ян собрал группу, Уралов же выступал совершенно один. Все в нем — противоречие. Манера пения отстраненная при хрипловатом, выразительном голосе. Жесткая монотонность игры на гитаре и хороший мелодизм. Тексты насыщены философскими реминисценциями, не избегает своеобразной злободневности.
Психи кричат,
что им страшно жить.
Странно, они
не спешат умирать…

Начинал Рус (как его иногда называют) совсем с другого. От насмешливых номеров с легким привкусом сюра (1987 год) не осталось ничего уже на следующий год. В октябре 1988 ему удалось склеить группу ЭЛЬ и выступить на «Рок-Богеме» (Днепродзержинск). Сыграв всего две пьесы, ЭЛЬ очаровал стадион, прекраснопьянящим саундом, затейливостью мелодий и текстов. На фестивале, посвященном двадцатилетию Вудстока, это была самая вудстокская команда. ЭЛЬ, к сожалению, так и не возродился, а его создатель сумел сделать «шаг вверх, шаг вбок». На теперешнем выступлении Рус не уступал настроению публики и большинством ее не был принят. Мне тоже во многом трудно понять его. Тем не менее, считаю Р. У. одним из серьезнейших авторов в русскоязычном андерграунде. В поддержку моего мнения могут свидетельствовать Саша Чернецкий и Чиж (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, Харьков), Олег Рауткин (ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, Архангельск), питерские ОПАСНЫЕ СОСЕДИ.

«Зачем слушать Мадди Уотерса, если Саныч есть» — не без иронии отметил знакомый художник. В самом деле, Сан Саныч, он же Мефодий Пургалов, заявил, что будет всех разгружать после ГНЕЗДА и Уралова, и заиграл ортодоксальнейший блюз. Чувство блюза подобно пиву. Это когда и вокал с сочной хрипотцой, и гитара исторгает ленивые аккорды. А поет Саныч (настоящее имя — Саша Волгин) все о веселом: о некрофилии, о девушках, о модных болезнях. Выражения, правда, такие иногда употребляет, что девушкам дурно становится. Но потом дурнота проходит и появляется желание выпить пива. А желание покурить что-нибудь покрепче табака возникает после ТРЕХ СЕМЕРОК из Новомосковска (город-спутник Днепропетровска). Очень уж аппетитно поют они на близкую всем хиппам тему. 777 несомненное открытие. У них широкий реестр инструментов, разнообразные перкуссии, флейты-сопилки, даже аккордеон. Производят впечатление студенческо-богемной тусовки. Юра Яшенко, вокалист, подает все с легкой шизой а-ля Мамонов. Но наиболее среди них эффектен негр, молодой Джон из… Кобеляк. С аккордеоном он выглядит бесподобно. *
Ассамблея заканчивалась.
ФИКК, трое очень длинноволосых декадентов, уступили место заведующему галереей бородатому Алексею. Тот затянул бессмертный шедевр «Роща соловьиная». Следом грянули все остальные. Кто-то танцевал. Кто-то хохотал. Стипг шел по осеннему Лондону…
Дм. ДЕСЯТЫЙ (фэнзин «ВОЛЯПЮКЪ», Днепропетровск- Киев)
P.S. Если кого-либо заинтересовала деятельность MCSA, а также выступавшие на концерте группы, можно позвонить по телефону в Киеве (044) 276—24—57, спросить Дмитрия.


Обсуждение