Времена меняются и меняется образ Сиузи*: это скорее естественный процесс роста, чем приспособление к моде, от которой THE BANSHEES навсегда отказались.
Сегодня преобладает консерватизм и Истеблишмент противостоит самому себе. На рынке массовой культуры выживают немногие, а разбитые мечты слишком многочисленны, чтобы быть упомянутыми. Лишь некоторые избранники могут благодарить небо за долголетие. И кажется очевидным, что SIOUXSIE AND THE BANSHEES должны были бы исчезнуть уже давно из-за их отказа принять правила игры, предложенные индустрией грамзаписи. Напротив, именно это заставило их держаться и сделало их единственными, нашедшими мужество отказаться от клише.
Время от времени группа вновь появляется и предлагает нам музыку, которая свойственна только им, и которая свидетельствует об оригинальных музыкальных поисках. Э.то касается и нового альбома «Superstition», содержащего некоторые элементы таинственности и мистицизма, как в песне «Kiss Them For Ме», в которой говорится об актрисе Мэй Уэст.
Это интервью с Сиузи было напечатано в журнале «Music» (Италия), когда группа совершала турне по Соединенным Штатам и выступала в концертах вместе с JANE’S ADDICTION, LIVING COLOUR, NINE INCH NAILS, ICE-T и BUTTHOLE SURFERS, в преддверии нового европейского турне.
— Беспокоит ли вас рынок грамзаписи, который на протяжение времени меняет собственные требования?
— Мы никогда не бываем уверены, что наши диски хорошо разойдутся. И даже когда мы прилагаем все усилия, нет никакой гарантии успеха. Обычно мы гордимся своими дисками, но это ровно ничего не значит. Когда приходит успех в рейтинге, мы всегда расцениваем его как приятный сюрприз.
— С тех пор как SIOUXSIE AND THE BANSHEES появились на свет, сформировалось и распустилось множество ансамблей, а вы продолжаете идти вперед и с каждым разом кажетесь сильнее. В чем заключается секрет вашего долголетия?
— Если бы мы знали секрет артистического долголетия, то запатентовали бы его и заработали кучу денег. Не думаю, что можно спланировать долголетие. Необходимо только затрагивать у слушателей струны, которые будут долго звучать.
Можно сказать, что публика оценила нашу музыкальную эволюцию, в то время как другие навсегда остались замкнутыми на одной и той же точке, а если изменились, то не понравились вновь. Мы счастливы продолжать работу, делать нашу музыку, но как нам это удалось, остается для меня загадкой.
Дело в том, что большая часть музыкальной продукции последних лет ориентируется на некоего субъекта рынка. Речь идет о регрессивной тенденции. Индустрия взяла на себя контроль за искусством, чего мы всегда боялись. Поэтому не стоит удивляться, если некоторые артисты, созданные индустрией грамзаписи, держатся только до выпуска своего диска. Речь идет вообще о людях, которые не имеют за плечами никакого художественного (артистического) багажа. Это только марионетки.
— Ваша компания грамзаписи пытается заставить вас примкнуть к какой-нибудь модной тенденции?
— Те, кто пробуют это делать, пытаются что-то подсказать, дают нам какие-то адреса, имена. Но мы всегда отказываемся от этого. Наша музыка — это выражение нас самих. Мы совершили в прошлом ошибки, которые удалось устранить. Обычно мы следуем своим инстинктам, и это — самая важная вещь для выживания. Эти инстинкты не поддаются объяснению, но мы пытаемся их сохранить. Вероятно, во всем этом существует какой-то магический знак.
— Рок, рожденный как выражение бунта, сегодня — выражение…
— Конформизма. Существуют многочисленные категории… знаешь, если бы поп-музыка требовала не единой формы, а наоборот, настоящей противоположности… Но она порабощена и подчинена господствующему конформизму.
— Вы полагаете, что период, в который вы родились как музыканты был действительно конструктивным?
— Да, до какого-то момента. Но он был быстро проглочен посредственностью. Все моментально изменилось, многие музыканты этого периода потом исчезли — одни справедливо, другие нет. Это был тот момент, когда людям можно было показать, как что-то сделать, не идя в колледж, не учась этому. Например, нет школы, в которой учили бы, как войти в состав группы.
— Это означает, что ваш процесс познания со всеми ошибками, который он неизбежно допускает, развивался в публике; ваше дело дало вам уверенность, или…
— Нет, оно держало нас в страхе. Существовало такое выражение: погрузившись в воду, или учись плавать, или тони. Мы, во всяком случае, научились делать вещи по-своему хорошо, и нам было неважно — правильно это или ошибочно.
— Что вы помните о тех первых годах?
— Многое из этого периода я забыла. Мне не нравится ворошить прошлое. Это были самые прекрасные времена. Но они уже прошли. Одно безусловно: когда мы начинали, мы не могли и подумать, что вновь встретимся здесь’ 15 лет спустя, чтобы поговорить о прошлом.
— Несмотря на все твои перемены за эти годы, многие еще считают тебя «Жрицей Панка».
— Это их проблема, и я не могу это контролировать. Некоторые люди остаются в определенном временном промежутке и не хотят уходить оттуда, хватаются за старее ценности. В этом есть что-то патологическое… Может быть, они хотят остаться там, где чувствовали себя более счастливыми, где они ощущали настоящий комфорт. Может быть, они обмануты настоящим, и прошлое им всегда кажется лучшим.
— Это прошло и ничего нельзя изменить?
— Полагаю, что да. Те, кто видит во мне «Жрицу Панка» не отличаются от тех, кто считает меня роковой женщиной. Я не являюсь ни той, ни другой: речь идет только о том, как люди принимают то, что я делаю.
— Когда группа бездействовала, ты исчезала, оставалась загадкой. Как ты думаешь, кроме значения группы с музыкальной точки зрения, это обстоятельство способствовало вашему долголетию?
— Тайна не создавалась специально, просто дело в том, что я не хочу быть известной вне группы. Известность причиняет людям вред, поэтому я защищаю себя от нее. Сначала это не было сознательным решением, но я всегда хотела держаться подальше от всяких махинаций, от посредственности. Это ловушка, которой можно избежать только в самом начале.
— Сохраняясь и меняясь во времени, вы всегда идете вперед на один шаг в своем деле в сравнении с временами и модой. Каковы причины ваших музыкальных перемен?
Обстоятельства, в которых мы находимся, наш образ жизни… Может быть, окружающая среда, в которой мы живем; то, что нас интересует…
— Время от времени ты оставляешь THE BANSHEES, чтобы выпустить диск под именем THE CREATURES. Почему?
— Иногда бывают моменты, когда мне кажется, что вновь появившиеся идеи могут быть лучше выражены за пределами группы. И тогда я и ударник Budgie уходим, чтобы осуществить их.
— Если бы эти идеи были реализованы в THE BANSHEES, то они, вероятно, несли бы отпечаток вашей «фабричной марки»?
— Очень возможно. Но не в этом причина. Просто я хочу поставить себя в более суровую ситуацию, когда нас двое, и это дает иные результаты. Некоторые вещи, которые мы сделали в THE CREATURES, никогда не получились бы у THE BANSHEES.
— Что делает Стив Северин, когда уходишь ты и Баджи?
— Мало что. Ему многое не нравится. Обычно он создает какую-нибудь маленькую группу, прежде чем вернуться работать с нами над новым альбомом.
— Состоялось множество концертов под лозунгом Aid Concerts, но все без вашего участия. Как же так?
— Нас не приглашали. Может быть, потому, что не считают нас
важными или достаточно известными. Не знаю… Мы не против концертов
такого типа, хотя они и направлены на то, чтобы оборвать чью-либо карьеру или разрекламировать новые имена. Неизвестно, сколько людей в действительности получили помощь и выгоду от подобных концертов.
Sasha STOJANOVIC («Music», Italia, № 139, 1991).
* В транскрипции имени вокалистки мы будем придерживаться варианта произношения, употребляемого Севой Новгородцевым, который видит в написаний SIOUXSIE два корня: SIOUX (русск. «сиу») — название группы индейских племен Северной Америки, и SUSIE (вариант от SUZI)—подлинное имя певицы. Кстати, BANSHEES («Бэншиз») обозначает привидение, плач которого сулит скорую смерть.
SIOUXSIE & THE BANSHEES DISCOGRAPHY
The Scream (1987)
Join Hands (1979)
Kaleidoscope (1980)
Ju Ju (1981) v
Once Upon A Time (1981)
A Kiss In The Dreamhouse (1982)
Nocturne (1983)
Hyena (1984)
Tinderbox (1986)
Through The Looking Glass (1987)
Peep Snow (1988)