С 13 по 17 ноября в Санкт-Петербурге прошел традиционный XIV международный джазовый фестиваль «Осенние ритмы—91». Впрочем, традиция могла быть нарушена. По словам организатора и вдохновителя «Ритмов» Владимира Фейертага, фестиваль в этом году был на грани срыва (по экономическим причинам), но все же состоялся, и традиция, ведущая отсчет с 1978 года, сохранилась.
Фестиваль, на мой взгляд, удался (хотя, по мнению местных завсегдатаев, был слабее предыдущих). По составу участников фестиваль был довольно представительным, по большей части международным, лишь слегка разбавленным советскими музыкантами.
У «Осенних ритмов» нет приверженности какому-то одному направлению джаза, он терпим ко всем стилям и направлениям.
Как всегда ярким и запоминающимся было выступление представителей авангардного джаза — дуэта Вячеслав Гайворонский — Владимир Волков (Санкт-Петербург). Поскольку они никогда не повторяют свои программы, то и на этот раз прозвучали две новые композиции.
Первая композиция — диалог, спор трубы и контрабаса, контрабаса и гитары. Колоритна и своеобразна игра Волкова на контрабасе. Это и пение (с долей условности, в основном нечленораздельные звуки, хрипы, стоны), и постукивание (контрабас превращается тогда в ударный инструмент). Смесь клоунады, юродства, шаманства, где гармонизируюшим началом выступает труба. Во второй композиции себе в соавторы Гайворонский и Волков взяли Глинку с его «Попутной песней», исполнявшейся к тому же на «немецком языке».
В интервью Петербургскому радио Сергей Курехин назвал дуэт ярким представителем панк-музыки, «нашим аналогом SEX PISTOLS». Кстати, о себе Курехин сказал следующее: «Я музыкант по недоразумению. Мое призвание — политический обозреватель, этим и буду заниматься».
Мощно были представлены на фестивале биг-бэнды, Целых три, не считая диксиленда «Интербук джаз-бэнд» (Тюмень—Москва— Петербург) под руководством Всеволода Бессараба. Несмотря на «юный» состав бэнда земли Баден- Вюртемберг (руководитель — Бернд Конрад), достаточно зрело прозвучали в их исполнении пьесы Диззи Гиллеспи, Дюка Эллингтона, «Испания» Чика Кориа. Украшением фестиваля стало выступление THE МASSACHUSETS BIG BAND. Профессиональному оркестру из Бостона был отведен весь дневной субботний концерт 16 ноября. Оркестр играл как классические вещи (Стрейхорн, Кориа, К. Уильямс, Эллингтон), так и оригинальные произведения руководителя биг-бэнда Джеффа Холмса (он же первая труба). В заключении — как этого концерта, так и всего фестиваля — с оркестром выступил все такой же молодой, энергичный патриарх ленинградского джаза Давид Голо- щекин.
На фоне зарубежный исполнителей неплохо смотрелся новосибирский «Евросиб интернэшнл биг-бэнд» под руководством Владимира Толкачева (как представил его Фейертаг, «лучшего сибирского саксофониста»). Оркестр показал две программы. Одну — классическую (Каунт Бейси, Дюк Эллингтон), с вокалисткой Ольгой Софро- новой — новосибирцы уже могли слышать в этом году. Вторая — новая. Это фрагмент концерта В. Чекасина для фортепиано (О. Моло- коедов) с оркестром на темы литовских народных песен. Музыканты еще раз продемонстрировали (теперь и петербуржцам) свои замечательные способности не только в звукоизвлечении, но и в хоровом пении, а также в танцевальном искусстве.
И еще несколько ярких фестивальных впечатлений. Они связаны с итальянским пианистом Джорджио Газлини и квинтетом из Нью- Йорка BRIGHT MOMENTS. Пианист и композитор, дирижер и руководитель оркестра, Газлини считается одним из родоначальников итальянского джаза. Впечатляет его творческая активность: начав заниматься музыкой в семь лет, в девять он выступил на первом своем концерте, в двенадцать уже руководил оркестром. Знаменитые стандарты Роланда Керка, Телониуса Монка, Оскара Питерсона в исполнении пианиста из Милана прозвучали свежо и проникновенно.
Американский квинтет запомнился как коллективным исполнительским мастерством, так и солистами: Кен Лэмпи (альт-саксофон), Лори Альтман (фортепиано), Брайан-Глассман (контрабас), Грегори Баффорд (ударные), а черный трубач Энтони Брэнкер своей «холодностью» напоминал где-то даже Майлса Дейвиса.
В последний день фестиваля его организаторы преподнесли приятный сюрприз. В квинтете BRIGHT MOMENTS появился… Гарри Бертон. Да-да, тот самый, знаменитый вибрафонист, приезжавший с Чиком Кориа в Москву в 1982 году.
Помимо названных, был еще ряд интересных музыкантов: квартет Андрея Рябова — Андрея Кондакова, трио пианистки Тины Шнайдер (Нидерланды), трио гитариста Эвана Свенссона (Швеция).
Фестивалю «Осенние ритмы— 91» вполне бы подошел такой девиз: «УДарим джазом по ненавистью!» Как бы то ни было, а моросивший все дни дождик в конце концов прекратился, и в последний день фестиваля выглянуло солнце.
Владимир СМИРНОВ