Новая сцена

В «ЭНске» №3/1992 был опубликован Манифест харьковского музыкального и театрального независимого творческого объединения «НОВАЯ СЦЕНА». Представляем ведущие группы объединения. Материал подготовлен Татьяной Ежовой (Киев), фото Сергея Браткова (сверху вниз — ТРАМВАЙНЫЕ СНЫ, ЭЛЬЗА, ЧЕРЕПАХИ).

ТРАМВАЙНЫЕ СНЫ
Группа создана Сергеем Миша- киным и Евгением «Джоном» Поляковым в конце 1990 года в городе Майкопе. В дальнейшем в связи с переездом С. Мишакина в г. Харьков группа получила двойную прописку. Параллельно происходила творческая эволюция: от социального жесткого пост-панка в сторону «черной» романтики «холодной волны» с характерным минималистским гитарным мело- дизмом.
В составе «НОВОЙ СЦЕНЫ» группа дебютировала 24 декабря 1991 года в рамках культурной акции «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА-91».
Состав группы на весну 1992 года:
Сергей Мишакин — голос, гитара, тексты, музыка,
Евгений Поляков — гитара, музыка,
Игорь Романенко — гитара,
Виталий Волковский — бас-гита- Ра,
Александр Башкиров — ударные.

ЭЛЬЗА
Первоначально (1989 год) группа существовала в виде студийного проекта бас-гитариста группы ТОВАРИЩ Ярослава Куликова. На тот период творчество ЭЛЬЗЫ представляло из себя достаточно хаотичный коллаж от пост-панка до кич-романса с преобладающей тенденцией в сторону фолковых баллад. Ряд факторов, в том числе сложности со студийной работой, а также очередной подъем рок- музыки в г. Харькове, определил появление концертного воплощения идей группы ЭЛЬЗА.
Дебют состоялся в марте 1990 года на фестивале «НОВАЯ СЦЕНА-2» и был удачным. К лету 1990 года состав группы стабилизировался: Ярослав Куликов — гитара, голос, тексты, музыка, Александр Панченко (ТОВАРИЩ) — бас-гитара; Евгений Николаевский (ТАКИЕ ДЕЛА) — ударные.
Стиль группы окончательно закрепился в нише острого гитарного фолк-панка. Однако с течением времени аранжировки песен утяжелились. В музыке группы явно засквозили интонации «неоп- сиходелии», столь свойственные западному рок-индепенденту второй половины 80-х.
В апреле 1991 года в группу приходит соло-гитарист Максим Бондаренко. В виде квартета ЭЛЬЗА мощно выступает практически во всех выездных акциях «НОВОЙ СЦЕНЫ» (наиболее удачные концерты: май 1991 —Тверь, фестиваль «Музыка 2000 года»; июнь 1991 — Новочеркасск, фестиваль «Погружение»; ноябрь 1991 —Саратов, фестиваль «Перекресток»).
Летом 1991 года место бас-гитариста занимает Евгений Ходош. После полугода упорных репетиций музыканты подготавливают новую программу, стилистически еще более укрепляющую психоделическую и фолковую составляющие в творчестве группы.
Состав ЭЛЬЗЫ на весну 1992 года:
Ярослав Куликов — голос, гитара, тексты, музыка,
Максим Бондаренко — соло-га- тара,
Сергей Ващенко —бас-гитара,
Евгений Николаевский — ударные.
Магнитофонные альбомы:
1989 — «К Вопросу», 1990 — «Материализованный Слюнтяй»,
1991—«Семь божков», 1992 — «Культ Из Своей Жизни».

ЧУЖОЙ
Наиболее бескомпромиссный рок-авангардный коллектив «НОВОЙ СЦЕНЫ». Основан весной 1989 года бывшим музыкантом группы ТОВАРИЩ — Андреем
Монастырным (гитара, музыка, тексты). Первоначально группа работала в стиле собственной разработки под названием «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ВИТ». Для этого периода характерно сочетание минималистичной, остинантной ритм-секции с объемной импровизированной гитарной партитурой. Плюс агрессивный, по большей части неартикулированный, вокал. В итоге получался вязкий звуковой коктейль атакующего алана, отдаленно сравнимый разве что со стилем «нойз». Изначально заложенное в гитарные аранжировки тяготение к сложным гармоническим и полиритмическим формам вылилось в постепенную стилистическую трансформацию творчества группы. В музыкальной палитре появился некий академизм, присущий скорее нью-йоркской школе современного рок- авангарда. Вокал стал еще более физиологичным, а общее музыкальное воздействие — еще более чувственным.
Состав группы постоянно менялся.
Наиболее известное сочетание музыкантов: А. Монастырный,
Игорь Пахомов — голос, тексты, шоу; Сергей Далек — ударные.
Группа совершила ряд удачных гастрольных поездок.
В частности: сентябрь 1990 г.— Киев, фестиваль «Чорна Рада», май 1991 г.— Тверь, фестиваль «Музыка 2000 года», июнь 1991
г.— Москва., проект «Агасфер».
Неизменные участники всех концептуальных культурных акций «НОВОЙ СЦЕНЫ».
Состав группы на весну 1992 года:
Андрей Монастырный — гитара, бас-гитара, музыка, тексты,
Александр Ковальчук — голос,
Рубен Кешишьян — ударные.
В марте 1991 года был записан единственный на сегодняшний день магнитофонный альбом под названием «Двадцать Один».

ЧЕРЕПАХИ
После длительного периода раздумий и колебаний группа была создана Максимом Бондаренко и Леонидом Дрознером на осколках проекта ЭФФЕКТ ВАУ-ВАУ (сентябрь 1991 г.). Докооптировав
ритм-секцию в составе Александра Канищева (АРИТМИЯ) и «штатного» барабанщика «НОВОЙ СЦЕНЫ» Евгения Николаевского (КА- ЗМА-КАЗМА, ЭЛЬЗА), ЧЕРЕПАХИ подготовили и записали свою первую программу под названием «Вид Города Изюма С Высоты Птичьего Полета». Ужасающе мощные «урбанистические» музыкальные конструкции заполнялись экзистенциально-рефлексивными текстами ярко выраженной трагической окраски, что в результате дало свежий сплав экстремальной музыки в стиле «нойз» и эстетических традиций декаденса XX ве-
ка. Все это предопределило успешный дебют группы в рамках акции «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА-91», и за пределами родного города на подмосковном фестивале «Музыка 2000 года. Часть 2» в марте 1992 года.
Состав группы:
Леонид Дрознер — вокал, тексты,
Максим Бондаренко — гитара, музыка,
Александр Канищев — бас-гита- Раг
Евгений Николаевский — ударные.
Магнитоальбом: октябрь 1991: «Вид Города Изюма С Высоты Птичьего Полета».

КАЗМА-КАЗМА
Несомненным открытием в Харьковской рок-музыке 1990 года было объединение под названием «ТРИПТИХ» — три группы стиля «авангардный гаражный рок».
Источники вдохновления также были примерно одинаковы: авангардный «металл», панк, украинский фолк, академическая музлитература и джаз. Творчество всех трех групп (АМЕБЫ, ГНИДА, ЧИЧ- КА-ДРИЧКА) отличалось большой раскрепощенностью в эксперименте по совмещению почти несовместимых музыкальных стилей Концертное воплощение «ТРИПТИХА» радовало энергетической насыщенностью и верой в собственные силы. Идейными вдохновителями этого проекта были Алексей Сова и Евгений Ходош.
В силу ряда причин объективного и субъективного плана, деятельность «ТРИПТИХА» как культурного феномена ограничилась
1990 годом. Уже начиная с января
1991 года начинается новый отсчет для музыкантов. В это время по инициативе Евгения Ходоша создается проект КАЗМА-КАЗМА, энергетически и эстетически ставший кульминацией творческой активности бывших панк-авангардистов. Чисто стилистический, духовный накал музыки был переведен в область феерических достижений творцов эпохи Ренессанса. Инструментарий был обширно увеличен за счет введения акустических и медных духовых инструментов (фагот, флейта, валторна, труба). Аранжировки резко усложнились. В композициях обозначилось тяготение к полифоническим структурам. Экзотический музыкальный мир КАЗМА-КАЗМА подкреплялся визионерскими текстами повествовательно-символического плана, ярко выраженной театрализацией сценической подачи и парадоксально мощным, почти «языческим», исполнительским драйвом застигло народы бывшего СССР врасплох.
Получив истерически-положительную оценку на ряде российских фестивалей 91 года, титул «открытия года» и ярлык «Декамерон-Рок», КАЗМА-КАЗМА приступила к подготовке новой программы.
На сей раз чувственный романтизм Евгения Ходоша скользнул еще дальше вглубь веков, к истокам южно-европейской музыкальной традиции Эстетический баланс духовного напряжения песен переместился скорее от «любви-жизни» к «любви-смерти», окрасив музыкальную феерию КА- ЗМЫ-КАЗМЫ в темные тона эсхатологии и черного юмора. Остается верить, что традиционно сверкающая улыбка жизнеутверждения не превратится в творчестве группы в вечный белозубый оскал.
Программа группы:
1991 год: «Пляски трубадуров»,
1992 год: «Катакомбы любви».
Состав группы на весну 1992
года:
Евгений Ходош — голос, гитара, музыка, тексты,
Дмитрий Куровский — флейта, голос, музыка,
Валерий Харьковский — валторна,
Виталий Шевчук — труба,
Евгений Барышников — фагот,
Сергей Приленский — гитара, гобой,
Александр Негодуйко — рояль, тромбон,
Евгений Николаевский — ударные.
Магнитофонный альбом:
«Пляски Трубадуров» (1992).


Обсуждение