В результате проявленной организационной активности Юлии Злобинской 8 мая состоялся концерт, посвященный памяти ушедшей от нас Янки. Действие было проведено скромно, «по-домашнему», в зале тихой «Кобры». Приглашены были ТЕАТР ПИЛИГРИМОВ из Иркутска, Сергей ДЬЯЧКОВ (Н-ск») и КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА (Кенигсберг). Несмотря на столь различную географию, объединяла их приверженность к фольклорным корням, будь то театрализованное действо ТЕАТРА ПИЛИГРИМОВ, «рашн» Сергея Дьячкова или рэггей КОМИТЕТА.
ТЕАТР ПИЛИГРИМОВ — это пример соединения абсурдно-символических элементов театра с русским фольклором, плюс хардовая музыкальная основа. Такое механическое соединение типично хардовой музыки (исполняемой, кстати, музыкантами, по-видимому, отдельной хард-группы) и является наиболее спорным моментом этого объединения, волей-неволей вспоминаешь тупиковые псевдо-фольклорные разработки ЧЕРНОГО КОФЕ и др. Это одна сторона, другая же достаточно самобытна и является удачной формой, аналогичной той, что была найдена небезызвестным ансамблем Покровского. В данном случае мы имеем фолк-рок, театральный проект, по истокам противоположный урбанистическому совсимволизму АВИА или НОМа.
В выступлении Сергея Дьячкова хотелось бы отметить (как положительный момент) достижение некоего энергетического экстремума. Это касается и его стихов (что понятно и очевидно!), а также музыки, которую неплохо украсить электрической аранжировкой, хотя бы в плане эксперимента!
И, наконец, наш сибирский город принял легендарный КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, о котором мы столько слышали, преимущественно со стороны. Для многих было загадкой, что эта группа собой представляет. Или это «белый вариант ямайства» в духе, скажем, UB-40, либо мрачновато-антагонистическая версия на манер BLACK UHURU, либо, наконец, корневой отголосок, воплощенный в лице Боба Марли, Питера Тоша и их безвестных предшественников.
Во всяком случае, КОТ более всего идет от Марли, от его философии и традиций. И дело даже не в правильном гитарном «шкрябании» и перкуссионных рэггей-«феньках», а в пожизненной приверженности, на первый взгляд парадоксальной:
«…Я внеплановый сын
африканских трав
Я танцую рэггей на грязном снегу
Моя тень на твоем берегу…»
(«Африка»).
Немало вещей в этом стиле у Гребенщикова и А. Влияние рэггей сильно и у ПИК КЛАКСОНА, у ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.
Надо сказать, что элементы ска были, например, у ВОСКРЕСЕНЬЯ («По дороге разочарований»). Может, даже многие из них симпатизировали идее растафаризма, однако стилевая музыкальная приверженность у КОМИТЕТА — абсолютна. Олди-Белоусов — личность весьма блуждающая в пространстве и времени, нам он, оказывается, почти земляк, по рождению и отрочеству.
P. S. Часть средств от проведенного концерта предполагается использовать для издания сборника стихов Янки Дягилевой.
Сергей КОРОТАЕВ (Новосибирск) фото автора.
P.P.S. от редакции.
О КОМИТЕТЕ читайте в № 4/1992.