Кумиры шоу-бизнеса как они есть

Рок: тяжелое социалистическое прошлое

По запискам, что получаю в конце лекций в молодежной аудитории — будь то школьники, рабочие или студенты, могу с уверенностью сказать, что в международной политике наша молодежь разбирается достаточно основательно. Но вот когда дело касается проблем культуры, особенно музыки, разговор принимает иногда острый характер. И тут аргументы моих собеседников грешат отсутствием знаний тех способов манипулирования сознанием людей, свойственных буржуазной массовой культуре.

Мои оппоненты, к примеру, как самый, как им кажется, неотразимый, приводят пример: «В свое время критиковали ансамбль БИТЛЗ, а теперь это классика?!» В свою очередь я задаю вопрос: «Так за что же мы его критиковали?».

На первый взгляд кому-то может действительно показаться, что популярность четырех парней из Ливерпуля, ставших кумирами для миллионов подростков во всем мире,— это воля случая, и все, чего они достигли, следствие их необычайной одаренности. Несомненно, они люди талантливые, самобытные, но, забегая вперед, следует сказать, что это обернулось против них, так как дельцам шоу-бизнеса нужны были идолы без претензий на оригинальность, без попыток на критическое осмысление буржуазной действительности.

Пока БИТЛЗ укладывался в прокрустово ложе «имиджа», то есть образа созданного для них дельцами, им предоставляли возможность выступать и по радио, и на телевидении, но, как только у ансамбля появились песни против войны во Вьетнаме, им дали почувствовать свое неудовольствие, а песня Пола Маккартни «Отдайте Ирландию ирландцам» вообще была отвергнута Би-Би-Си.

Границы буржуазной свободы четко определены: вы можете делать на сцене все что угодно и быть одетыми как угодно. Но как только актер или певец пытается критически осмыслить буржуазную действительность, принцип так широко рекламируемой свободы творчества предается забвению. Такой «идол» деятелей шоу-бизнеса не устраивает, ибо их цель возвести в ранг кумира заурядность. Ей легче подражать, к ней легче приспособиться.

И начинает крутиться карусель шоу-бизнеса. Репортеры рассказывали о нищем детстве участников ансамбля, об их головокружительной карьере. Менеджеры обучали их науке шокировать публику. Круглосуточно работали фабрики по производству париков и вельветовых курточек. Фильмы «На помощь» и «Ночь после трудного дня», где БИТЛЗ, выступая в роли самих себя, создавали собирательный облик суперзвезды.

Бывший директор информационного агентства США Френк Шекспир сказал: «Если определять «холодную войну», которая ведется средствами, отличными от военного конфликта, то в этом случае очевидно, что и в условиях разрядки «холодная война» будет продолжаться в форме борьбы за завоевание умов людей, и прежде всего молодых. Мы должны по-прежнему пропагандировать наши ценности и расширять масштабы своей пропаганды, пользуясь новыми возможностями, но при этом отдавать предпочтение ненавязчивым методам». Речь идет о социалистической пропаганде исподволь.

Особое внимание уделяется молодежи социалистических стран. При этом буржуазные идеологи применяют достаточно продуманные методы. Например, большая часть постоянных рубрик передач радиостанций посвящена молодежи. Используются такие специфические качества молодежи, как максимализм, импульсивность, эмоциональная возбудимость, отсутствие жизненного опыта.

Например, передается музыкальная программа поп-музыки по заявкам молодых слушателей. При этом обязательно говорится, что, допустим, этот диск передается по заявке некоего конкретного молодого человека. Слушателей такая «отзывчивость» сразу располагает к доверию. А после музыкант этой программы сразу идет обзор политических событий. Он полностью соответствует канонам психологической войны, которую развернула буржуазная пропаганда,— фальсификация действительного положения вещей, разбавленная откровенной ложью.

Ясно, что музыка, а психологи утверждают, что именно музыка наиболее доступное и удобное средство расположить к себе молодежь, это «сладкая оболочка» для начинки политической информации.

В ней, конечно, не приводятся данные американской печати о том, что в самой богатой стране капиталистического мира — США каждый пятый американец функционально неграмотен, 5 миллионов детей не ходят в школу, 51 миллион не имеют среднего образования, а один год обучения в колледже стоит 5200 долларов. Это реальность, которая стоит за красивыми видами в кинофильмах, которые так нравятся. И, несомненно, эти специалисты не приведут высказывание Джозефа Калифано, что и по сей день в Америке остается нерешенной проблема равных возможностей: получить работу, жилище, медицинское обслуживание и возможность получить ключ ко всем этим вещам — образование. Зато, используя средства кино, музыки, литературы, спекулируя на таком притягательном понятии для молодежи, как «свобода», создают некую модель общества «равных возможностей», где каждому талантливому, предприимчивому человеку обеспечено стать миллионером, а каждая «золушка» обязательно дождется своего принца, надо только не заниматься политикой и тихо ждать своего случая, а когда он представится, не стесняться в средствах.

Ю. Сулягин (преподаватель ЛГПИ имени Герцена).
«Смена» (Ленинград).

Из архива Е. Борисовой.


Обсуждение