О наведении мостов, полюсах восприятия и о том, как трудно порой брать интервью

Заметки по поводу концертов «РОК-МОСТ: Москва-Киев»

Заковыляла что-то наша старушка рок-музыка. Не поспевает за временем. Страшно только, что ее семенение отдается гулким топотом, и у встречных прохожих начинают дребезжать стекла очков. Поезд с КАЗМОЙ-КАЗМОЙ уже ушел, и теперича они, коли приедут в первопрестольную, то скорее почетными кавалерами, а не открытием сезона. Егора подняли на флаг гак высоко, что ему стало дурно, и он свалился в глухих алтайских или каких-то других лесах.

Отошла уже в прошлое вроде бы мода на наведение всяких теле-, радио- и прочих мостов. Ан, нет. Вдогонку несутся рок-мосты. Подобный московско-киевский состоялся 23—24 мая в столице России. За москальскую часть отвечал Сергей Гурьев, за малоросскую — Александр Кушнир. Делать нечего. Пошел и я выяснять, как ведутся строительные работы в условиях точения зубов на соседей.

А велись они вот как. Под акцию был отведен Красный зал Московского архитектурного института. Очень серьезное помещение, действительно красное по цвету, с приличной акустикой. Начиналось в первый день действо вступительной речью Сергея Гурьева. А кончилось последовавшим за ним выступлением московской группы БЛЮДО, исполнившей очередную почти фри-джазовую импровизацию со ставшим привычным чаепитием на сцене, во время которого тусовался разнообразный люд, попивая чаек. На этом можно было бы поставить жирную точку для первого дня. Однако акция и не думала останавливаться. Свою аляповатую отметину оставили группы МАЛЮТА СКУРАТОВ (с совершенно чуждой мне эстетикой и отсутствием умения играть), БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ (с барабанщиком, отработавшим в группе только две репетиции) и НТО РЕЦЕПТ. Последние все сильнее набирают обороты, ломая рамки дворовой группы. Полиглотные бормотания, ломающийся циклический саунд.

Во второй день я потащился в Красный зал с надеждой и верой в светлое будущее пост-индепендентизма, раскованных думалок и изящной работы над музыкой. Свое приветствие последующему киевскому сопряжению послала РАДА с ТЕРНОВНИКОМ. Но я чё-то не понял (как говорят квачи на московской радиостанции SNC). После прослушивания альбома Рады с ДО МАЖОРОМ, ТЕРНОВНИК стал в моем сознании еще более колючим. Аристократы окраин, как поется в песне Рады.

А затем проект вступил в киевскую фазу. На сцену явился радостный Кушнир и с гордостью сообщил публике, что он ждал этого события очень долгое время.

Начинал все ФОМА. Любитель квартирной музыки, он и на настройке выдавал нечто подобное. Саша Кушнир анонсировал его выступление как возрождение мифа.

Из моего разговора с Фомой после концерта:

— Как появился миф о тебе?

— Да нет никакого мифа. Я просто подолгу не выступаю, а вокруг меня полно людей, которые и превращают меня в легендарную полумифическую личность.

Но концерт перевернул все мои представления, да и не только мои о музыке, которая ассоциируется с ФОМОЙ. Зазвучал четко и уверенно сделанный индастриал. Со всеми жесткими прибамбасами. Фоме (вокал, рояль) и Ване Москаленко (бас) помогали музыканты группы ШЕЙК-ХАЙ-ФАЙ Андрей Салихов (гитара) и Игорь «Филя» Филькин (ударные).

— Что для тебя важнее — шумовая загрузка или привычная для тебя камерность?

— Конечно, тихая музыка.

— Где ты любишь играть?

— Дома, среди друзей. А еще, кстати, в переходах.

— С кем на концертах интересно тебе играть?

— С КОЛЛЕЖСКИМ АСЕССОРОМ.

ФОМУ сменила панк-группа КАРАТЕЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ, играющая панк образца середины 70-х.

Во втором, так сказать, отделении второго концерта выступили КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР и ШЕЙК-ХАЙ-ФАЙ.

Василий Гойденко и К (АСЕССОР) представили новую программу, в которой не участвовала Наташа Мисяц. И вот, слушая их выступление, я впервые осознал, как важна в восприятии музыки энергетическая полярность исполнителя и слушателя. Тему эту и развивать не хочу, поскольку она требует отдельной статьи. Скажи только, что ранее мне не приходилось наяву, без каких бы то ни было стимуляторов, видеть рождение бесформенных галлюцинативных образов. Надо же так играть! Музыка, включающая в себя элементы видеоряда — это вам не шутка.

Под конец вышли бескомпромиссные гаражные ШЕЙК-ХАЙ-ФАЙ (А. Салихов, И. Филькин, Тамила Мазур — бас и Вадим Югринов — гитара, вокал).

Из разговора с ними до их выступления, когда группа находилась в состоянии полнейшего облома из-за плохой организации.

— Как давно существует ваш проект?

— Полтора года.

— Вы вообще делали какие-то записи?

— Есть два альбома — Альбом № 1 (noise в духе Psycho TV), записан весной 1991-го года и «Бананы круглый год», записанный зимой 92-го.

— Ходит расхожее именование вашего стиля — «тяжелый Манчестер». Вы согласны с этим?

— Не знали поначалу, что это такое. Но нам объяснили и теперь мы с этим согласны.

— Видать, не в лучшем виде вы выйдете на сцену. Тяжело играть на выезде?

— Нас здесь организация обломила. Мы вообще тяготеем к студийной работе. Но если случаются концерты, то лучше играть дома, в Киеве.

Разумеется, на концерте был свойственный этой группе драйв, разумеется, были замысловатые гитарные заморочки и под конец наиотвязнейший хит про испанских летчиков. По организации эта группа схожа с SONIC YOUTH, с чем Андрей почти полностью согласился.

Все! С грехом пополам веревочный мостик был построен. И на том большое спасибо.

Серж ХРИЗОЛИТ (Москва)

P.S. А группа СAXАР-БЕЛАЯ СМЕРТЬ (Киев), несмотря на слухи, и не думает умирать. Так мне сама Тамила Мазур сообщила.

Как выяснилось чуть позднее, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР играл не новую, а уже слышанную программу, но нынче малость по-другому.


Обсуждение