«Рута — вид многолетних травянистых растении. Имеет очень ароматные листья. Растение ядовитое».
— Украинская Советская Энциклопедия, т. 9.
«Рута или венок, сплетенный из нее, является символом девственности; образ растоптанной, рассыпанной руты означает утрату девственности».
— «Украинское прошлое» (этнографический справочник).
Наверное, я — плохой журналист. Я слишком трепетно отношусь к известному лозунгу «Больше товаров хороших и разных!», причем определение границ «хорошести» и «разности» решается строго в индивидуальном порядке.
Проще говоря, у меня плохо получается критиковать посторонние вкусы. Правда, недавно появился шанс исправиться.
Этот шанс мне предоставил известный украинский фестиваль-конкурс «Червона рута» («Красная рута»). Первый выстрел этого культурно-массового мероприятия в 1989 году мной был воспринят весьма спокойно. А потом и вовсе забылось, что есть такой молодежный праздник. Любители попсы и «удобного» рока радовались, пресса положительно реагировала, читатели этой прессы делали соответствующие выводы. Таким образом прошла «Червона рута-1», за ней — «Червона рута-2». И вот настал 1993 год, принесший народу Украины третью «Червону руту». В качестве концертной площадки выбрали промышленный город Донецк, также известный своей замечательной КВНовской командой. Зрителей на концертах было много, телевизионщики все это исправно снимали, а радиоканал «Промть» освещал «Червону руту» в прямом эфире. И тут-то этот прямой эфир высветил кое-что интересное.
Оказалось, что по подбору участников «Червона рута-3» — фестиваль самый что ни на есть демократичный. «На фестивале много групп с экзотическими названиями: ПЕНТАГОН. АРМАТУРА. ВЕРТЕП ПАНА КЕПСКОГО». — умилялась сладкоголосая ведущая «Промжя». Музыка тоже была всякая, в том числе и настоящий, неприкрытый панк.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Около года назад в богатой на выдумки среде киеврокеров появилась группа с не менее «экзотическим» названием — АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ И ДЕТИ НИКОЛАЯ ЕЖОВА. Те. кто видел их на сцене, согласятся, что традиции СЕКС ПИСТОЛЗ эта киевская панк-компания соблюдает свято. Полный подарочный набор поклоннику пунка: отвязанность, здоровый цинизм и бешеный драйв. Плюс издевательски-веселые тексты про «богемную тусовку», «мертву д1вку». «весняж буп» и тщ. И вот однажды… Надо же было такому случиться! Однажды в теплый весенний день проходили ДЕТИ мимо актового зала киевского института иностранных языков. А там музыка играет — фестиваль «Червона рута» проводит отборочный конкурс на звание достойных ехать в Донецк. Май. тепло, дома сидеть не хочется… Вот и решили ДЕТИ НИКОЛАЯ ЕЖОВА «по приколу» стать участниками самого популярного фестиваля. Написали заявку, спели несколько песенок и — оказались достойными донецких концертов.
Донецкая публика тепло приняла Овчинникова с ДЕТЬМИ. Хит «Мертва д1вка» даже стал народным шлягером. А в прямом эфире это происходило так:
— Вокалист, кажется, больной человек, с носовым платочком на голове. такой измученный…
— Он. судя по всему, считает, что для того, чтобы быть хорошим вокалистом, нужно быть гомосексуалистом…
Организаторы «Червоной руты» снова показали свой демократизм и наградили группу дипломом. Награждение было отрепетировано и прошло без эксцессов. Однако маленький нюанс смутил веселых киевлян. Дело в том, что их больше на сцену не пустили, хотя на три выступления они еще имели право. Недопущение происходило в мягкой форме типа: «Вы. ребята, приходите, если будет свободное время в концерте — поиграете». Разумеется, свободного времени для «ребят» не оказалось. «Рутовская» демократия стала отдавать знакомым запахом совкизма. Вернувшись домой, новоявленные дипломаты решили поскорее избавиться от этого почетного звания. А тут как раз киевская телекомпания «Тет-а-Тет» снимала музыкальную программу «Гучномовец». Алексей Овчинников принял самое активное участие в создании программы. Достойной ее кодой стало торжественное сожжение «рутовского» диплома…
Судя по всему, этот поступок не повлиял на отношение организаторов «Червоной руты» к Овчинникову и ЕЖОВЫМ, поскольку их пригласили спеть свой коронный номер «Мертва д1вка» в предновогодних «рутовских» концертах, которые проходили 24-26 декабря в актовом зале киевского Политеха. Надо сказать, что сонная публика, наполовину состоящая из курсантов военных училищ. во время выступления Алексея с ДЕТЬМИ заметно повеселела. А ведущий концертов «Червоной руты» Александр Богуцкий, постоянно путающий название группы, получил за свою как бы рассеянность новогодний «панковский» плевок.
Стоит ли добавлять, что^. благодаря этим и некоторым другим происшествиям организаторы «рутовского» праздника забыли ‘ о своей демократичности? В связи с этим первый концерт для АЛЕКСЕЯ ОВЧИННИКОВА И ДЕТЕЙ НИКОЛАЯ ЕЖОВА оказался последним. А недолгий альянс, в процессе которого так и не состоялось приручение упрямых киевских панков, нашел свое отражение в новой песне А.Овчинникова и ДЕТЕЙ — «Червона рута»:
В погонi за баксом замнiвши свiй прапор,
Спiвають про неньку гранди рок-н-роллу.
Це – жовто-балкитного кольору трiппер.
Який не лiкуется вкраiнским салом!
Татьяна Ежова,
В некотором роде тетка музыкантов