ПИСЬМА ОТ ДАЛЕКОГО ДРУГА

Предисловие.
Необъятное, как известно, объять нельзя, и присказка «если очень хочется, то можно» не всегда пристегивается к этой хрестоматийной истине. Везде не побываешь, за всем не уследишь, а если и хочешь хоть как угодно сильно побывать и уследить — ан не выходит: то одно событие накладывается на другое (скажем, в том же Питере в иные субботы бывает до пяти концертов одновременно — на разных точках), то события происходят вообще в другом городе и с частотой, исключающей перманентное на них присутствие. А то и вообще между желанным зрелищем и зрителем-слушателем пролегают границы, визы и денежные преграды. Так что — увы…
Однако, на то и существует почта, чтобы верные друзья порою в эпистолярном жанре сообщали о происходящем, иной раз ограничиваясь сухой хроникой, а иной раз разражаясь подробными описаниями. Мне кажется, имеет смысл прилагать подобные письма вниманию читающей и интересующейся общественности, чтобы хоть так, хоть понаслышке, хоть через десятые руки — но узнавали они, что творится на просторах бывшего «единого рок-н-ролльного пространства». И мотали на ус. И делали выводы.
Ну, смешно, в самом деле: звонят из Калининграда в Питер и просят записать рижские группы! Или нижегородские. Или… Но все равно такие просьбы радуют. Значит, что-то кому-то где-то еще интересно. Так что пишите. Вам зачтется.
Екатерина Борисова

ПИСЬМО ПЕРВОЕ. РИГА

«А в остальном — почти полный штиль…»
Нигде ничего не происходит, все разделились, и вообще такое впечатление, что никому ни до кого нет дела. Фестивалей и таких концертов, как раньше, больше не бывает. Все выступления — если случаются — происходят в клубе «Кабата» («Карман»), который первоначально был как бы неформальным театром, да и теперь выполняет эти же функции. В подвальном помещении оборудована эстрада плюс нечто вроде амфитеатра для зрителей. Зал, правда, не слишком подходит для концертов
— очень душно и довольно плохая акустика, как и положено в подвале с капающими трубами. Зато неформальности и авангардности хоть отбавляй — интерьер украшают всяческие занавеси и перегородки из мешковины, зрители сидят на грубо сколоченных лавках и т.д. К середине концерта бывает так накурено, что воздух становится синеватым и плотным на вид; звуки музыки часто дополняются звоном скатывающихся бутылок… Ну, и, соответственно, сама обстановка диктует стиль поведения — публика приходит довольно специфическая, совсем не та, что было на концертах в рок-клубе — это уже новое поколение, которое далеко не всегда выбирает «Пепси». До самой музыки многим вообще дела нет, главное — собственная крутизна. Если в программе несколько групп, то примерно с третьей уже не слушают. Здесь хорошо идут юные (и не очень), немного бардачные группы, обеспечивающие заводку. От степени восторга слушателей зависит степень сохранности зала — бывает, публика в едином порыве устремляется ближе к искусству, сметая все на своем пути…

Что еще? Есть получасовая передача на ТВ — «ТВ-почта» притулившаяся на (так называемом) частном канале «KS-видео», специализировавшемся в начале на показе видеофильмов из проката, теперь же пытающаяся иметь кое-какие свои передачи. Главным почтальоном там Андрей Яхимович. Передача идет каждое воскресенье и предназначена в первую очередь любителям старой доброй музыки от 30 до 40 лет. Можно поздравить своих друзей и родственников, заказав из любимый клип (бесплатно), и голос за кадром передаст поздравление. Так как кушать нужно всем, то самым различным фмрмам предлагается (за плату) разместить в передаче рекламу, и тот же проникновенный голос преподнесет в лучшем виде любую информацию. Вот только жаль, что в этой музыкально-рекламной передаче все больше становится второго и все меньше первого. Но и это еще не все. В рубрике «Ноте-Тор» молодым дарованиям предоставлена возможность заявить о себе, прислав видеозапись. А еще — музыкальная викторина, победитель которой получает право заказать свою любимую песню, которую он увидит и услышит в следующей передаче.

Ну, а пресса… Когда-то, еще в бытность рок-клуба вынашивались планы создания своего музыкального журнала с полиграфической базой. Планы так и остались планами, но фамилии авторов бывшего рок-клубовского журнала «От винта!» можно встретить и теперь, правда, в довольно неожиданном месте: есть такая газета «СМ-рекпама», вполне успешно выполняющая свои функции, но недавно к чисто деловой информации добавились развлекательные странички, радующие глаз последними голливудскими сплетнями, ужасами и гороскопами и — музыкальных пара страниц под названием «Третье ухо». Ведущая — Ирина Осадчая, авторы — Д.С., С.Волченко; в общем, кто читал «От винта!», тот знает. Статьи попадаются интересные, авторы-то опытные и знающие — вот только для кого?
Как сказал Карл (ХЛАМКИН ЕДЕТ В ИЗРАИЛЬ), правда, по поводу организации концертов в «Кабате»: «Рига обуржуазилась и надо пытаться существовать в новых условиях». А я бы сказала, не только обуржуазилась, но и очень сильно опошлилась. Сейчас как-то принято все списывать на время — такое, мол. оно нехорошее-коммерческое, и надо пережить этот этап… Наверно, так и надо, а все равно обидно. И скучно.
Ирэна Стефанович

P.S. Забавный факт, но «Кабата» — феномен в том смысле, что очень много заявок на выступления поступает от молодых латышских групп! И вот горстка _ русских энтузиастов со своим весьма скромным аппаратом обслуживает интересы латышской публики. Это странно вдвойне, потому что сейчас латыши и русские почти полностью разделены. Впрочем, как утверждает Карл, эти группы не могут выступать в своих (латышских) клубах, вроде «Ой» («Яйцо»), потому что там — уже высшее общество, культурная мошна, а эти — индепендент и, следовательно, изгои.
Карл поступает по-дзенски… И как он умудряется быть самим собой, проходя все эти огни, воды и медные трубы?

ПИСЬМО ВТОРОЕ. НИЖНИЙ НОВОГОРОД

Жизнь и смерть отдельно взятого рок-кафе. Хроника «Ба-Бах»

4 февраля. Презентация. Беспроигрышный вариант ТРЕСТА, несыгранный дуэт Наташи и Яковлева (НОВЫЕ ВОРОТА), Е.Булдаков.

11 февраля. ХРОНОП напугался близости зала (в «Ба-Бах» нет сцены, просто слегка отделенное пространство для музыкантов. — Е.Борисова) и, отработав в своей манере «вот мы — музыканты, а вот вы — зал», несколько облажался. ПРЕДПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ: в принципе, местный АУК- ЦЫОН. только чуть более литературный вариант.

18 февраля. Полковник. Паганель. ХРАНИТЕЛИ. Полковника еле оторвали от бутылки. Он отыграл минут 25, причем, перезабыл все тексты. Потом на сцену вылез Паганель и стал было в обычной своей манере заниматься самолюбованием, но тут Полковник вдруг вспомнил, что шесть лет назад погиб Баш (причем, перепутал дни) и, скинув Паганеля со сцены, минут 40 пел башлачевские песни, не перепутав ни строчки.
ХРАНИТЕЛИ — музыка в духе МАШИНЫ 70-х, тексты интересны, но вообще ничего особенного.

25 февраля. ДИ ШПРИЦ (Тверь). Им было все в кайф, но играли они никак. В принципе, зал им не держать, и зал этим воспользовался и выразил свое презрение в крайней форме, только те того не поняли. Нижегородская публика хитрая.

4 марта. ТРЕСТ. В принципе, для Вовчика Колосова это постоянное место для
пожинания лавров, и он это любит. Но играть-то, в общем-то, больше и некому…

11 марта. Чиж. Это был ужасный день, весь город завалило снегом, перекрыли мосты, добраться было невозможно… Чиж в пьяном виде отыграл программу новых вещей с несколькими старыми хитами. Играл клево.
В этот день по дури погиб клавишник ЧЕРНОГО КУЛЬТПРОСВЕТА — Печальный.

18 марта. ХРОНОП — играл круто, приняв к сведению первый сейшен.

1 апреля. Дзержинские группы: ИВАН-РЫБА, Джефф, ГРУППА ИМЕНИ ЛОРЫ ПАЛМЕР.
ИВАН-РЫБА — это: Владимир Тимофеев (тексты, музыка), Роман Малых (барабаны), Илья Бобров (бас, перкуссия) и Александр Тимофеев (бас, гитара — кстати, он душа другого проекта, СЕДЬМАЯ ВОДА). Всех поставили на уши. Два стопроцентных хита, «Она не любит мед. она жрет мазут» и «Маша» (которая танцует вальс с Геббельсом). Несмотря на текстовые обещания типа «я завтра застрелюсь» и заявления «меня притягивают фотографии мертвых», оптимизма в них через край и больше.
Вадик Демидов (ХРОНОП) заявил, что он думал, что ХРОНОП — самая близкая к АКВАРИУМУ в окрестностях Нижнего команда, но ИВАН-РЫБА их переплюнули. Думаю, он ошибся.
Джефф с Р.Малых, И.Бобровым и А.Гудочковым играли программу на основе альбома «Иосиф и его сестры», только что Джеффом записанного. Все в кайф.
ГРУППА ЛОРЫ ПАЛМЕР: Максим Григорьев (вокал, гитара), Роман Малых (барабаны), Никита Кузьмин (бас). Народ уже не мог прыгать, поэтому только перетаптывались.
Кончилось все «Мазутом» в совместном исполнении Джеффа и В.Тимофеева, и еще Джефф спел несколько вещиц БИТЛЗ, ШОКИНГ БЛЮ и НИРВАНЫ (последнее — круче всего). В общем, дзерджинцы сделали нам такую программу, что только удивляться можно.

8 апреля. ТРЕСТ. Состав тот же, песни те же, тащутся так же. В тот же день — выступление ЧЕРНОГО КУЛЬТПРОСВЕТА, который, после гибели Печального, был заявлен в афише как дуэт Иисуса (Дмитрия Швырялкина) и Заглавного (Алексей Зудилин) — плюс Глаз (Сергей Сухонин) и барабанщик ТРЕСТА Антон. Дерьмо в тусовочном варианте, на сцену это нельзя пускать. Пришлось положение спасать Паганелю со своей «Ящерицей».

15 апреля — провал. Играли молодые — ЛЮБИ ИВАНА и ОКЕАН ДОЖДЯ, который настраивался часа полтора; но первыми играли ЛЮБИ ИВАНА, сломавшие на третьей песне фузз — после чего они обломались и ужрались до чертиков. Состав: Дмитрий Баранов — вокал, тексты, музыка, гитара — Александр Бугров, бас — Сергей Каторгин, барабаны — Николай Куприянов (из МЕРТВЫХ ДУШ). Одна из их текстовых проблем — утверждение собственной гетеросексуальности…
ОКЕАН ДОЖДЯ произвел впечатление барабанами, хотя Глеб Светицкий, вообще-то, на гитаре играет, а барабаны — по совместительству. Вокал — Алексей Решетников, ритм — Владимир Быстров, соло-гитара — Александр Шаров. Закосы под THE CURE. Ничего особенного.

22 апреля. Ожидался Полковник, и он пришел и спел. Вроде бы старые хиты — что лучше, половина зала подпевает, с первого аккорда одобрительные возгласы… Но апрельские тезисы Полковника были таковы: «время ушло», «умерло, так умерло», «больше петь не буду», «я ни одной вещи в стол не положил», «и песен-то у меня всего штук тридцать», «да если было б что-то новое, я бы сам попросился на сцену». Спел штук восемь старых программных вещей, после этого его смогли уговорить на «Хозяйку» и «Грибоедовский вальс» Башлачева, но не более… Хорошо спел, душевно.
Но аплодисменты в этот день сорвал Евгений Булдаков, случайно зашедший в «Ба-Бах». Голос у него классный, артистизм подобного уровня есть только у ПРЕДПОСЛЕДНЕГО ИСКУШЕНИЯ, но… тексты серые.
Татьяна Хрипкина

P.S. В скором времени «Ба-Бах» торжественно вылетел из ДК Речников, где базировался всю свою недолгую жизнь. С тех пор Иван Бахарев (инициатор данного проекта) пытается найти варианты разной степени компромиссности… Будущее пока темно и смутно.

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ. НОВОЧЕРКАССК

Вэсиллья бэз прыводу
Черкасский областной фестиваль (1994). Первый день — попе и джаз, 14 групп; второй день — рок, 20 групп; третий день — гала-концерт, 10 групп. (К сожалению, автор письма не указал конкретных дат: дело происходит в некоем пионерлагере. — А.Сенин).

…Начну, как на MTV, с аутсайдеров. Группа КРОВЬ СОЛНЦА, вторая за год попытка дебюта, под новым названием КРЭК. Володя «Моррисон» начинал в Черкассах с «Love Her Madly» THE DOORS. Если относится к ним так, как они отнеслись в этот раз к себе (после урезанного выступления развернулись и уехали), то можно сказать что облом. А вообще, с лидером более оптимистичным — скажем, как барабанщик Филон, — они бы себя нашли куда быстрее, чем с «Моррисоном».
Группа ОСТРОВ ОДД, кажется, была рада тому, что им вообще дали выступить. По звуку они прошли неровно. Но уверенные в своей подготовке, они не опускали головы до последнего аккорда. Ненасыщенный ленинградский рок в духе ПИКНИКА, АУКЦЫОНА и, где-то, ТЕЛЕВИЗОРА.
Непомерно обрадованный премированием своего барабанщика, Макс Афаносов из КЛОНДАЙКА упорствовал в вокале, пока в зале не начались подпевки суперхита «Желтый камень». Ритмические разводы стукача Косого вытравливали из народа в зале остатки бесконечной любви к американским «перцам». Но что интересно: в дуэте с микрофоном получился какой-то ленградизированный пост-Борзыкин.
Опуская в лучшей двадцатке группы в духе соц-heavy-doom и соц-hard-жопа, отнесемся к своей телеге более серьезно и вспомним, что где-то на перевале со второго десятка на первый вышел бард, приятно сочетающий голос и манеру Градского с по(члены)том Майка Науменко. И тут все начали подпевать, улыбаться и не отпускать со сцены.
Ну, а открыть топ-тэн удостоился откопанный не по программе каневский РЕМОНТ ДОРОГИ.
Это было что-то. Обложенные (членами), они долго отстраивались с левым звукачом. Но гром грянул. И уже со второй вещи языки злорадствующих на первых рядах панков были наглухо завинчены в задницу. Лже-Мамонов воспрянул и спел вхолостую про зародыш в яйце. Потом заморочка «Я ненормальный» с привкусом «Нэпмана». — тоже ништяк!
…На третье, бронзовое место выкатили рокабилльщики — гордость черкасских панков. SPRING HELL JACK — под этим незатейливым названием стартовал в тот вечер контрабасный улет из собственный вещей.
Все резко (возбудились) и начали вытряхивать из себя оставшиеся силы. Хотя сил, если честно, оставалось еще на пару таких ХИЛ-ДЖЕКОВ. Вообще, из-за отсутствия дансинга кинозал не пострадал, хотя мог нарваться на серьезные поломанно-кресельные неприятности.
Предпоследними вышла СКАТОЛАГНИЯ — группа, напраши вающаяся на звание лауреатов Great Rock’n’Roll Swindle. Продемонстрировав кардинально новый для заключительной части совернований качественный плотный звук, они с холодной расстановкой испытали остатки терпения почитателей проальтернативного рэпа, джаз-хард-кора и прочей великолепномощной лабуды.
Все было настолько круто, слушательно и смотрибельно, что добавить оным, окромя как личного сопровождающего «шкафа» из службы секьюрити, просто нечего.
Диана Кант


Обсуждение