ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ ЗИГГИ МАРЛИ

Родственные связи играют не последнюю роль в рок-музыке. В качестве типичных примеров можно привести кланы Джексонов и Осмондов. Поднатасканные родителями детишки выросли и стали «звездами». У них, в свою очередь, появилось потомство, и вот уже новое поколение начало с усердием карабкаться на вершину музыкального Олимпа. И уж кому-кому, а сыновьям Фрэнка Заппы и Джона Бонэма не пришлось долго ждать своей очереди, чтобы получить контракт с фирмой^грамзаписи и начать работать на ниве рок-н-ролла. Но одно дело родиться с серебряной ложкой во рту, а совсем другое — показать, что ты умеешь искусно ей пользоваться. И если тебя зовут Шон Леннон, к примеру, то и спрос с тебя особый.

То же самое можно сказать и о сыне легендарного исполнителя регги Боба Марли по имени Дэвид, который родился в 1971 году и чуть позже получил кличку «Зигги», позаимствованную, скорее всего, из названия великолепного альбома Дэвида Боуи «The Rise And Fall Of Ziggy Stardust & The Spiders From Mars». Когда Зигги подрос, то отец подарил ему первый музыкальный инструмент— игрушечную барабанную установку с забавной рожицей Микки Мауса.
В 1979 году мальчик увлекся гитарой и начал брать уроки игры на пианино. Тогда же была образована группа по названием MELODY MAKERS, куда, кроме Зигги вошли его младший брат Стивен и сестры Сиделла и Шарон. Записанная или песня «Children Playing In The Streets», которая была сочинена их отцом в 1975 году, стала их первым хитом. Потом последовали удачные гастроли с INXS и еще один хит-сингл с песней «Tumblin’ Down».

Благодаря частым концертным выступлениям и упорной работе в студии постепенно пришел исполнительский опыт и необходимые навыки. Зигги начал сочинять свои песни, но их первый альбом, «Play The Game Right» был издан в США лишь в 1985 году, хотя содержал в себе песни, сочиненные шесть лет назад. В записи альбома приняла участие группа под названием THE WAILERS, которая была постоянным сопровождающим составом Боба Марли вплоть до его смерти от рака в июне 1981 года.

В 1986 году вышел следующий альбом MELODY MAKERS под названием «Неу World», который помогали записывать такие асы ямайского регги, как Sly Dunbar и Robbie Shakespeare из легендарной группы BLACK UHURU. После этой пластинки стало ясно, что главной творческой личностью и фокусом группы стал Зигги Марли.

Казалось, что нет ничего проще, чем идти проторенной дорогой и с маленькой помощью друзей его отца выпускать неплохие по качеству записи, переделывая старые, уже апробированные вещи. Но Зигги придерживался другой точки зрения. Он предпочел найти свою сопровождающую группу из молодых музыкантов, с которой можно было бы исполнять собственные композиции.
Шанс представился, когда его мать, энергичная Рита Марли, которая не только была менеджером своих детей, но и контролировала деятельность фирмы грамзаписи Tuff Gong, пригласила записываться на ней группу из Чикаго под названием DALLO. Но самым интересным было то, что все музыканты этого коллектива оказались родом из Эфиопии.

Давайте вкратце припомним историю возникновения столь распространенного на Ямайке культа растафари. В 1930 году князь (раса)Тафари Маконнен (отсюда и произошло само название культа) короновался под именем Хайле Селасси I, царя эфиопского. Но еще ранее начали ходить в народе предсказания о воцарении в Африке императора, который сможет собрать рассеяных по всему миру африканцев, чтобы основать тысячелетнее царство справедливости.
Основные положения культа сводятся к следующему: Хайле Селасси I— это живой Бог, последнее воплощение Бога всех африканских Джа Растафари: все чернокожие — это эфиопы в изгнании (диаспоре), новое воплощение иудеев, избранный народ Израиля; белые поклоняются мертвому Богу, а на самом деле он жив и находится в мире: Рай небесный — это обман, Рай черного человека находится на Земле, в Эфиопии; отпущенные Богом для испытаний черной расы 400 лет. рабства в Вавилоне (т.е. в Западном мире) истекают, грядет репатриация на холм Сионский, известный непосвященным как Аддис-Абеба, а за этим последует эпоха, когда черная раса будет править миром.

Именно в общинах растафари и возникла культовая музыка — регги, которая в начале 70-х стала пользоваться популярностью среди западной молодежи.
Во время записи своего альбома под названием «Genesis» ребята из DALLO познакомились с Зигги Марли и между ними завязалась крепкая дружба. Таким образом, Эфиопия и Ямайка объединили свои силы для решающего прорыва на рок-сцену.
Зигги решил уйти от своей старой фирмы EMI, руководители которой никогда не считали регги серьезной музыкой, к более прогрессивной фирме грамзаписи Virgin Records. В результате этого альянса появился альбом «Conscious Party», который завоевал престижную американскую награду «Грэмми».
Незадолго до начала работы над пластинкой неожиданно погиб в автокатастрофе продюсер Зигги (и Боба) Марли по имени Alex Sadkin. Его место заняли супруги Martina Weymouth и Chris Frantz, участники уникальной американской арт- формации TALKING HEADS, которые также основали свой побочный проект под названием ТОМ ТОМ CLUB.

Тина Уэймаут призналась в интервью, что раньше они никогда не занимались продюсированием других исполнителей и вообще были страшно разочарованы бездуховностью и бессмысленностью материала большинства современных рок- групп. Но Зигги сразу же пленил их своей искренностью и зрелостью суждений. Этот «сердитый юноша» напомнил им представителей панк-сцены середины 70- х, откуда вышли и сами TALKING HEADS, но в отличие от многих других, он никогда не был циничным нигилистом и не позволял манипулировать собой.
«С другой стороны, — утверждает Тина, — он, в отличие от Джулиана Леннона, никогда не отказывался от постулатов и стиля жизни своего отца. Зигги не волнует, что некоторые говорят, будто он стоит в тени Боба Марли. Он просто пробивается через все это и идет дальше своим путем».

Альбом «Conscious Party» по настоянию Уэймаут и Франца записывался в нью-йоркской студии Sigma Sound6 и от этого он только выиграл, потому что Зигги на Ямайке считается чуть ли не принцем и волей-неволей ему приходилось выслушивать в свой адрес то слащавые дифирамбы, то завистливые вздохи. Но при этом продюсеры не разбавили его регги жидкой водицей, а наоборот, придали его музыке новое свежее звучание.
В ямайских студиях запись происходит в маленьких комнатках и поэтому намеренно создается особый эффект замкнутого пространства, глухой саунд или «dubbing», как иногда его называют. Тина и Крис применили другую технику: они записали Зигги с группой, как бы, «живьем» с концерта, получив при этом такой же обтекаемый звук, как и на альбоме его отца под названием «Rastaman Vibration», изданном в 1976 году.

Эта работа выдвинула Зигги Марли в авангард т.н. «сознательного регги», наполненного духовностью и политически острого, которое стало своего рода антитезой развлекательной, сексуально распущенной версии регги, которую часто крутят на дискотеках. При этом песни Зигги не потеряли своей привлекательности и хотя под них так и хочется станцевать, эта музыка не только для ног, но и для головы.

Однако Зигги и в этом не хочет перегибать палку. «Я не собираюсь становиться великим проповедником или гуру, — говорит он, — мы хотим приносить людям радость, забавлять их, но при этом вкладываем в свои песни какое-нибудь важное послание». Ему не нравится, что его отца канонизировали в святого; и действительно, этот образ имеет мало общего с земным воплощением Боба Марли — яростного борца за справедливость, выходца из гетто, который рассказал всему миру о тяготах жизни на Ямайке, солнечном острове.

В 1989 году с помощью гитариста Earl «Chinna» Smith (много лет проработавшего с Бобом), клавишника Fraklyn «Bubblen> Waul и барабанщика Squiddley Cole Зигги записал свой очередной альбом под названием «One Bright Day». Сейшена на этот раз проходили в Compass Studio на Багамских островах. Владелец этой студии, шеф британской фирмы грамзаписи Island по имени Chris Blackwell, очень много сделал для того, чтобы помочь музыке регги стать одним из главных музыкальных направлений в 70-х годах.

Музыка Зигги явно стала тяжелей, и наряду с танцевальными вещами «Urban Music» и «Look Who’s Dancin’», на альбоме представлены более мрачные, медитативные композиции, вроде «Problems», «Pains Of Life» и «Justice», напоминающие лучшие образцы из наследия BLACK UHURU. Одной из самых оригинальных песен несомненно является «Love Is The Only Law», но ее название может обмануть надежды любителя легкой музыки.
«Это бунтарская песня, — утверждает Зигги. » Меня абсолютно не волнуют те законы, которые изданы на бумаге или вновь придумываются. Любовь — вот единственный закон, к которому мы прислушиваемся. И никакой шоу-бизнес не посмеет нам указывать, что нужно делать».

После продолжительных гастролей был издан альбом «Jahmekya» (1991), за которым, в июне 1993 года последовал «Joy & Blues» с более компактным саундом и такими классными песнями, как «Head Тор», «This One» и «There She Comes». Младший брат Зигги Стивен впервые спел ведущую партию на композиции «Rebel In Disqu’ise» и сочинил еще одну под названием «Мата» — о взаимоотношениях со своей матерью, которая, кстати сказать, сама подпевала на ней.
Зигги Марли скоро исполнится 23 года, но он уже успел сделать многое. И, отряхнув «звездную пыль» со своих ботинок, он снова отправляется в дальний путь, напевая все те же песни о свободе, которые когда-то пел его отец.
Александр Галин


Обсуждение