ПОД ОБСТРЕЛОМ ЛАЗЕРНОГО ЛУЧА(обзор некоторых новинок отечественной грамзаписи)

Долго зрел наш отечественный CD- плод. Приобретал псе краски и вкусы западных аналогов, учился всем тонкостям и хитростям. Дозрел. И его прорвало. Сколько фирм сейчас существует по выпуску продукции на компактах — не ведомо никому. Жаркие принципиальные споры разгораются по поводу непосредственно печати дисков — у нас на очень малом числе заводов или в чуть более дорогой Европе.
Некоторые дошли до того, что предлагают компакты абсолютно «лысые» с небольшой вложенной бумажкой типа «Том Вейтс-93» или «Зебодигуард» (последнее означает саундтрек к фильму «Телохранитель» с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон). Стоят такие поделки настолько низко <2-3 бакса), что начинаешь сомневаться — не ворованные ли. К счастью, а скорее к несчастью, не только не ворованные, но и достаточно хорошо записанные. К несчастью потому, что такая низкая себестоимость дисков на наших заводах создает нре- цендент неоценимой по размерам волны появления подобных кустарщиков. А если заметить, что некоторые делают еще и обложки (на весьма бедной полиграфической базе), то за гордое имя компакт-диска становится просто стыдно... Что касается нормальных производителей, то драка начинается уже не за качество непосредственно CD, а за содержание диска. И в этой ситуации очень смешно становится, когда, стремясь обхаить или возвеличить чьи-то произведения, некоторые люди валят все на плюсы и минусы производственных мощностей. Перед глазами у меня московская рекламная газета «Экстрами, кстати, достаточно компетентная в деле рекламы; квадраты с восхвалением производимых и просто продаваемых благ в газете разбавлены всякими полезными советами, мелкими деловыми, светскими новостями. Не обходит газета и популярную музыку. Так некий Дмитрий Ловковский пробует рецензировать выходящую у нас CD-продукцию. Например, рецензирует он альбом НАУТИЛУСА ПОМПИЛ ИУСА «Титаник» — про все вокруг да около расскажет: как классно было тусоваться па презентации, какие, мол, идиоты те, кто размещает заказы на Уральском электромеханическом заводе, а не в Германии, как нужно по-западному раскручивать группы... О самом компакте — ни слова. Король-то голый... Но главное, что можно сказать в ответ: если диски выходят тиражом в 1000 экземпляров, это еще не означает, что фирма, их выпускающая, думает только о небольшой, но быстрой прибыли. Да и торговать на Горбушке (московский ДК им. Горбунова — старейший музыкальный рынок столицы, выросший из клуба филофонистов) собственной продукцией не так уж и зазорно. Перейдем непосредственно к нашим птицам, взлетевшим в воздух за последние пару месяцев. АУКЦЫОН «Птица» (ТАУ 0067) Альбом, записанный в конце прошлого года и известный уже многим по кассетам, произвел немалую революцию в сознании любителей этой группы. Это первая работа группы, не использующая в явном виде наследие Кирилла Миллера. Всем запоминающееся аукцыоновское ерничество, взращенное в интересной, но тяжелой почве постмодерна, как-то отошло на задний план. «Птица» — очень душевный и трогательный альбом. Мне приходит на ум аналогия с творчеством замечательного нашего кинорежиссера Киры Муратовой, которая от фильма к фильму создавала все более напряженную линию своих картин, погружаясь в лоно беспристрастной и жестокой иронии происходящего с людьми обмещанивания, иронии, доходящей до самого крутого стеба и даже переходящей его. Пик наступил в фильме «Астенический синдром», после которого нагревать атмосферу хлесткой бичующей иронией уже было невозможно — либо смерть, либо попе. И вот вышел в свет «Чувствительный милиционер» — пожалуй, самый трогательный и душевный ее фильм, в котором, конечно, были еще следы насмешки со слезами на глазах, но это только остаточные инерционные моменты. Почти такая же ситуация произошла и с работами АУКЦЫОНА, чей новый альбом многие критики принялись сравнивать со «Ста годами одиночества» Егора Летова — по духу, а отнюдь не по форме. Форма у АУКЦЫОНА прежняя — все то же бесшабашное изящество многочисленного бэнда, незабываемый едкий вокал Леонида Федорова, интересные духовые партии (кстати, в числе приглашенных на запись людей — Аркадий Шилкло- пер, известный джазовый трубач), заводные ритмы, некоторые фрагменты повторяют старые работы; но на фоне всего этого — какая-то трогательная меланхолия. Говоря высокопарными словами, проявляется нечто истинное и непреходящее. По-прежнему, АУКЦЫОН можно назвать одним из самых лучших отечественных независимых коллективов. «Стоит ли злиться, там за окном — птица...» АЛЕКСАНДР ЛАЭРТСКИЙ «Детства чистые глазенки» (F Records/RDM CDRDM 309019) Не менее душевный альбом (хотя с ходу и не скажешь) нашего патриарха настоящей русской словесности получил всю гамму откликов — от мерзких пренебрежительных насмешек до умильных восхищений. Выйдя на лазерном диске, популярность Лаэр^ тского выросла в одночасье: программа Листьева «Тема» пригласила его для обсуждения филологических проблем (правда, как мне кажется, необоснованных). А чего, собственно — в «Пресс-экспрессе» Лаэртский достаточно давно. Отрешаясь же от модных сегодня намеков по поводу лексики нашего героя, стоит заметить, что из всего творческого наследия Александра и его многочисленных бэндов выбран был для издания самый последний (1992), и не самый, может быть, лучший альбом. Своеобразная обложка, недвусмысленно намекающая, что несмотря ни на что, мы все родом из детства, то бишь из Советского государства, а от этого не отмоешься, да и какой смысл в том. Что касается музыки, то это именно то, что может привлечь внимание самых разных людей. Но поп-музыка не тождественна попсу. СЕЗОН ДОЖДЕЙ «Альбом трав» (F Records/RDM CD RDN 306019) Времена меняются, мысли летят, но СЕЗОН ДОЖДЕЙ верен своей форме, вкладывая в нее каждый раз новое содержание. «Альбом трав» в достаточной мере выстраданная работа — ждали ее на виниле почти год, а вышла она-таки на CD. Созданное в лучших традициях созерцательной музыки (иногда это называют нью-эйджем, но я придерживаюсь иного мнения), творение абсолютно лишено какой-то привязки к сегодняшнему, вчерашнему и завтрашнему дням. Просто красота внешнего мира, воплощенная в гитару, ударные и синтезаторы. Каждый может услышать здесь свое. Стоит лишь заметить, что, к сожалению, группу покинул ради тени славы увядающего БГ хороший бас-гитарист и флейтист Алексей Зубарев, и это сказалось на травах: они пробивались к солнцу напряженнее и с большей патетикой. Этот диск (впрочем, как и всю подобную музыку) нельзя слушать, занимаясь чем-то еще. CD и слушай. Да и обложка тому способствует, ибо напоминает внешним видом работы, изданные на замечательной фирме ЕСМ — холодные медитативные тона, подчеркнутая простота оформления. Нельзя не согласиться с Михаилом Шишковым, заметившим, что очень часто по виду обложки пластинки можно догадаться, какая по стилистике музыка записана внутри. И это соответствие помогает в большей степени окунуться в атмосферу, которую создают музыканты. НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ «Музыка для танцев» (BSA Records/OM 02-012) По поводу этого альбома в действительности можно сказать: «ну наконец- то!» Программа записывалась три года назад. У группы давно уже не тот состав, да и эксперименты продолжаются уже в иной сфере. Сие же творение рассматривает очень модную тогда танцевальную музыку: рэп, хип-хоп, элементы техно и фанка. Но в ироничном преломлении. Тог- дзшний ПРОСПЕКТ умудрился ужать в рамки этих стилей весьма много традиций из истории танцевальной поп-музыки. Даже традиционные «проходы» классиков рока типа LED ZEPPELIN. Особо интересны переходы с английского (а, в основном, именно его с некоторых пор использует на сцене и в студии бессменный «носитель» названия НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ Алексей Борисов) на наш родной, опровергающие ту идею, что на русском можно писать для хип-хопа только убогие тексты. До этого танцевальная музыка в творчестве этой группы представлена не была, и ПРОСПЕКТ не претендует быть любимцем дискотек. Хотя зачастую на них и по сей день играет. Танцевальность — это же такое понятие... Сегодня считается, что F.R.U.I.T.S. играет в танцевальных ритмах, успешно перейдя с компью- терно-созданных шумов в область гитарного нойза. Короче, можете считать это промежуточным этапом в экспериментах, можете — некой данью тогдашней моде, — а может, и снобистским стебом. Правда, с последним я не совсем согласен. Что, А.Борисов сотоварищи не люди, что ли? СБОРНИК «СУП С КОТОМ - 1» (ANIMA VOX AVCD 9100037) Андрей Сучилин, лидер группы ДО МАЖОР, обозванный фирмой Anima Vox японо-германским шпионом, совершил последний на этой фирме свой продюсерский пируэт, начав варить супы из отечественной инди-музыки. До этого проекта он занимался на фирме различными видами звукорежиссуры, доводя до ума качество записи популярных эстрадных исполнителей вроде Малежика. Именно такую музыку предпочитает эта фирма. И тут вдруг он сначала спродюсировал сборник «Techno-nation», а теперь вот добрался и до' архивов нашей независимой музыки. Идея Андрея заключается в том, чтобы последовательно вводить инъекции такой музыки неискушенным слушателям. На следующем этапе предполагается издавать сборники с числом исполнителей поменьше, давая им соответственно больше места на диске, а там уж и до концептуальных альбомов музыкантов рукой подать. Трудно сказать, верен ли такой подход. Anim ч Vox, видимо, придерживается иного мнения. Что касается самого «блина», то с точки зрения сегодняшнего состояния нашей альтернативной музыки сложно назвать этот первый сборник очень свежим. В основном, стилистика представленной музыки далека от какой бы то ни было радикальности и эксперимента: преобладает пресловутая новая волна с элементами арт-, фанк- и фьюжн-музыки. Грубо говоря, это волновый срез истории московской рок-сцены. Представлены как старые группы (НИКОЛАЙ КОПЕРНИК), так и существующие поныне, причем весьма успешно (ДО МАЖОР, НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ), а также малоизвестные коллективы, либо так и не всплывшие, либо еще малораскрученные (ДОБРОЛЕТ). Весьма мягкая музыка. Весьма средний сборник. Но общая направленность не может не радовать. ДО МАЖОР «То Go Out» (Objective Music OMCD 0294) Перемикшированная версия альбома, записанного два года назаД. Одна из интереснейших работ в отечественной музыке. Девиз — сцепить на вершине холма несколько многотонных вагонов, стремящихся скатиться в разные стороны. Порою музыкантов заносит: пьесы надуманно обрастают странными аксессуарами, и стрела для игры в дартс, пущенная Андреем Сучилиным и Ко, летит мимо расчерченного на сектора круга, — но вам никто не мешает включить воображение и расставить сбитые кегли по местам. Как вам соединение пения вьетнамского крестьянина и композиционные построения Guitar Craft? А сбор карликовой конопли в чукотской тундре с немедленным последующим ее употреблением и прилетами рок-звезд типа Джими Хендрикса? ДО МАЖОР играет в разных тональностях. Существует ли такое направление — авангард авангарда? Впрочем, с другой стороны это новая музыка, выталкивающая тебя за пределы обычного представления о роке. «ПУТЕШЕСТВИЕ» СБОРНИК МУЗЫКИ В СТИЛЕ НЬЮ-ЭЙДЖ (OBJECTIVE MUSIC OMCD 0194) Все-таки не могу я понять определение стиля нью-эйдж. Даже сам продюсер и автор идеи этого альбома, Андрей Сучилин, судя по сборнику, вкладывает в это понятие много смыслов. Но это определенно широкий спектр современной инструментальной музыки. Если группа ХРАНИТЕЛИ использует обычный набор рок-инструментов для изображения духа восточных тем, то Владимир Рацкевич добивается ощущения транса, работая с сэмплерами и миди-гитарой. На компакте звучит, в основном, медитативная музыка. Минимализм дуэта Алексей Айги (скрипка) / Олег Липатов (гитара), ритмичная пьеса Владимира Полякова (при прослушивании ее скрипнула от сквозняка дверь — вписывается замечательно, вызывая какое-то запредельное магическое ощущение). Конечно, Андрей не забыл и собственный проект, и интересные синтезаторные миниатюры Александра Воронина (саксофониста ДО МАЖОРА), который является сопродюсером сборника. И тем не менее. У меня, собственно, классический нью-эйдж никогда не вызывал интереса. Но этот диск либо опровергает привычные представления об этом, казалось бы, мертвом жанре, либо нью-эйдж постоянно изменяется. Кстати, на той же фирме последуют еще сборники подобной музыки — «Опыт» (Experience), «The Guide» (последний представит академический авангард). P.S. Вот и еще один интересный лейбл появился у нас. Судя по планам — ждите много интересного. А отличить его от других несложно — эмблема отдаленно напоминает помесь мишени для дартс и зонтика, стилизованное соединение трех букв: «О», в которую вписано «Ж», причем вертикальная палочка последней одновременно загибается в «J». Слушайте. СБОРНИК «СУП С КОТОМ - 2» (ANIMA VOX AVCD9100047) Итак, пал еще один альянс независимого продюсера и коммерческой звукозаписывающей компании. Андрей Сучилин сварил на Anima Vox второй суп с котом и остался с Objective Music (на которой последуют продолжения этой серии), a Anima Vox — с базетически эма- нирующими звездочками и звездищами советской эстрады. (Заглянул я тут недавно в план-лист этой компании и ахнул — такого количества мусора не издает, видимо, ни одна фирма в мире.) Вернемся к нашим котам. Да, вновь звериный кошачий оскал на обложке, и вновь, уже традиционное, под названием «Ложка продюсера в инди-супе», предисловие к сборнику, написанное самим автором и реализатором идеи, изменившего в синологическом плане свою фамилию: Су-Чи-Лин. Читаем: «Чем похож Питер Габриэль на тувинское пение? А вот чем: и то, и другое для нашего уха — экзотика». Проглотим эту патетику, тем паче что сборник получился действительно более экзотическим, чем первый его собрат. Более интересным и разноплановым. По крайней мере, если тупо и даже претенциозно ставить собранным здесь группам и музыкантам плюсы и минусы то соотношение примерно 50 на 50, тогда как у первого «Супа» 30 плюсов на 70 минусов. Что входит в 50% минусов? Абсолютно скучная саратовская группа ХАОС (SCORPIONS одни уже есть, да и кому они нравятся?), далее идет живой труп столичного индепендента НЮАНС (представленную песню спродюсировал Питер Габриэл еще аж в 90-м году) вкупе с НОЧЬЮ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ. Из-за вполне естественной привязанности Андрея к гитарной музыке, на компакте представлены Вадим Сорокин (ранее — барабанер поп-группы НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ) и SHULMAN’S SCHIZOPHRENICS (я даже обиделся, название - !, а сама группа - ?). Зато ка-а-а-кие плю-ю-ю-у-у-сы! (типичная интонация глубокоуважаемого ведущего «Эха Москвы» Игоря Лобунца) Разумеется, ДО МАЖОР (а ты, уважаемый читатель, если бы издавал компакты, о себе бы разве не вспомнил?) с двумя вещами из «То Go Out»; одна из любимейших моих команд интернациональная НЕ ЖДАЛИ с щемяще-романсноностальгическим «Китаем»; основатель ВОСЬМОГО ДНЯ Владимир Поляков с мистической медитатицией «Тумая-Шу- мая»; замечательная ЯТХА, уже, правда, не существующая (по крайней мере, в виде тандема Соколовский-Кувезин); и... Так вот, ради подобного «и», пожалуй, и стоит слушать любую пластинку, читать любой журнал. В данном случае это «и» порождено юным дарованием (это не издевка, это факт), записавшим в свои неполные двадцать лет пять магнитоальбомов почти этнического пения. На данной компиляции Варвара Калганова поет о празднике богини Весты на русском, эстонском и грузинском языках. Вот тебе и экзотика! Завершается компакт очень двусмысленно московской группой UNDOMIEL, играющей нью-эйдж, который для меня находится посередине меж областью поисковой музыки и областью музыки для комфорта. Словно бы автор стоит на перепутье — куда направить коня, то есть кота. Суп сварен. Вас просят к столу. На меню не обижайтесь, на всех не угодишь. Кушайте на здоровье. СЕРЖ ХРИЗОЛИТ КОМПАКТЫ НА ВЫХОДЕ Полное собрание сочинений Майка Науменко (5CDs) Полный Александр Башлачев (7CDs) Задерий-Холкин-Спицын «Джазус Крест» НОЛЬ «Школа жизни» (2 live CDs) ВЫХОД и НОЛЬ «День большой осы» ВЫХОД «Выхода нет» (уже вышел)


Обсуждение