…только МОСТ между прошлым и будущим

КАЛИНОВ МОСТ
КАЛИНОВ МОСТ

КАЛИНОВ МОСТ с его «русскостью» можно… отнести к числу самых сибирских групп. МОСТ обращается к тому слою мелодики и поэтики, который мало известен молодому поколению русских конца XX века.

В облике, голосе «сердца и души» и глубоко национальной лирике лидера группы Димы Ревякина, мало похожего на рок-звезду на сцене, безусловно, чувствуется дохристианская Русь и политеистический мистицизм. Поддерживаемый гитаристом Василием Смоленцевым, барабанщиком Виктором Чаплыгиным и басистом Андреем Щенниковым, Дима повествует о залитых солнцем долинах и темных седых дубравах. X век. Коварство «Дикого поля». Гордость россов. Низменное и великое. Зло и добро.

Отсчет истории КАЛИНОВА МОСТА следует начать с 1984 года, когда студент НЭТИ Дима Ревякин, не без влияния творчества канонического теперь уже для Новосибирска тоже нэтинца В. Бугайца и ЛОМБАРДА, начал пробовать свои силы как автор и исполнитель. К середине следующего года состоялись и первые концерты. Вместе с Ревякиным и Дм. Селивановым в них играли А. Щенников, Дм. Науман (сейчас в группе «Небесное электричество») и В. Чаплыгин. На первом Новосибирском фестивале группа начала свое восхождение. В Ленинграде МОСТ играет на одной сцене с АЛИСОЙ и ПРИСУТСТВИЕМ. В родном городе — постоянный аншлаг. Первым пиком восхождения стал Подольский фестиваль 1987 года. Ошеломляющая музыка и тексты плюс (случайный или намеренный) эпатаж — «Эх, б…, занесли кони вороные»… После Подольска столица узнала о роке из Новосибирска. Песня «Ранним утром» даже появилась (в сокращенном виде) на сборной французской пластинке фирмы «Антенн».

В песнях Ревякина слепит глаза Красное Солнце, студена вода Дона и горячая кровь богатырей заливает черную землю. Красное языческое ярое Солнце на белом — знамя, ставшее символом группы,— похоже, подтверждает, что русская земля найдет дорогу из вековой усталости. Выход этот в дохристианском гневе, гневе в позитивном смысле — очищающем и возрождающем. Под вечным Красным Солнцем все печали и заботы конца тысячелетия уже не кажутся глобально непреодолимыми. Ноша уже не так тяжела. Ведь единственное бесценное, что есть у народа и человека как его частицы — это его душа.

В 1988 году КАЛИНОВ МОСТ получает заманчивое предложение от Стаса Намина — двухгодичный договор с «Центром» предусматривал концертные выступления по всей стране, профессиональную работу в столичной студии, выпуск пластинок. Немного погодя группа меняет гитариста на Владимира Бугайца, одного из сильнейших музыкантов Новосибирска. Последний заметно сместил акценты, добавив к традиционному фолк-блюзовому звучанию МОСТА пространные гитарные импровизации. По сути, в группе стало два лидера. Тандем Ревякин-Бугаец оказался непрочным — слишком они «разные люди — по форме жизни»,—как признавался Дима. Многие же поклонники в родном городе восприняли группу образца 1988 года как предателей. Это сегодня естественное желание музыкантов профессионально работать, иметь хорошую аппаратуру и возможность «существовать от музыки» воспринимается более спокойно. МОСТ продался — три года назад это звучало страшным обвинением.

Концепция существования для Ревякина и КАЛИНОВА МОСТА — постоянное столкновение Добра и Зла. Ребята выбрали символическое название для группы. В русских былинах калинов мост соединяет берега речки Смородины: на одном берегу — Добро, на противоположном — Зло. Ступившему на калинов мост — границу, рубеж — уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределен всей предыдущей жизнью. Не случайно калинов мост в фольклоре — место битв между витязями и нечистой силой. Философия «пограничья» между Добром и Злом выливается — и здесь можно согласиться с авторами некоторых публикаций о творчестве КАЛИНОВА МОСТА — и в веру в молодого «сверхчеловека» в ницшеанском понимании, юного дикаря без страха, преисполненного действенной силы и железной воли, заглядывающего в «Завтра» и поднявшегося над «Сегодня». А источник этой силы и воли — не во «Вчера», а в доисторическом «Было», когда душа была молода и незамутнена.

«Возвращение» группы — «Я хочу домой…» — началось в октябре 1990 года сольными концертами Ревякина на барнаульской «Рок-Азии» и в новосибирском ДК «Прогресс». Дима вернулся к «своему народу» менее «электрическим», с новой программой, а весной этого года четверка КАЛИНОВА МОСТА выступила с двумя концертами. Кажется, зритель, который ждал встречи с «тем» МОСТОМ, остался в некотором недоумении — абсолютно другие песни и подчеркнутое нежелание петь «хиты». Для тех, кто знает Диму,— все нормально, петь старое он не будет: «Исполнять их (прежние вещи) не собираюсь, да, отрубил». Жаль, что «раскаленный парижский июль» и единение «Сансары» останутся только в памяти.

Песни КАЛИНОВА МОСТА возможно обвинить в «отрыве от сегодняшних забот». Ревякин — не Шевчук. Хотя «отсутствие интереса к происходящему» вовсе не очевидно. «Завтра» волнует группу не лозунгами — в этом причина кристального взгляда в языческое «Было». Песни МОСТА очищают душу молодых… — разве это не путь к жизни гордой и достойной?

Алексей Беликов, редактор рок-газеты «ЭНск»
(«Молодость Сибири», июль 1991)


Обсуждение