Островок духовности в океане совка

обложка диска "Дарза" группы КАЛИНОВ МОСТ
обложка диска «Дарза» группы КАЛИНОВ МОСТ

(Паломничество в страну Востока лежит через Россию)

9—10 апреля в ДКЖ (г. Новосибрск) в рамках презентации нового альбома группы КАЛИНОВ МОСТ «ДАРЗА» состоялись ее концерты.

Для того, чтобы описать, в какие новые пространства автор погрузился во время их прослушивания, естественно сравнить новую программу с той, которую КМ исполнял в конце 80-ых и которая завоевала огромную популярность в стране.

В свое время Н. Мейнерт высказал мнение о том, что духовная основа той программы — «славянофильство, замешанное на язычестве». С этим трудно согласиться. Фолк-элементы придавали ей дополнительный колорит, но в целом играли чисто бутафорскую роль. Я склонен считать, что та программа была ориентирована на чисто западную культурную традицию. В силу логики развития русского рока в то время иначе и быть не могло.

На острие почти всех композиций КМ того периода — проблемы Личности, Свободы, Ответственности, Выбора (особенно ярко это выражено в хите «Честное слово», можно привести еще целый ряд убедительных примеров). Такая постановка вопроса скорее в традициях атеистического экзистенциализма, а не язычества и даже не христианства. В центре некоторых композиций — коллизия Личности и общества, то есть они остросоциальны, но выполнены скорее в манере советского рока, чем в русской культурной традиции. Замечательная САНСАРА — это скорее некий диссонанс в относительной гармонии программы КМ 80-ых. Над творчеством музыкантов в том период явно довлел образ Джима Моррисона, но ясно, что этот художник — явление чисто западной культуры.

Музыкальный стиль — ритм энд блюз — тоже не соответствует русской культурной традиции, не говоря уже о более жестких музыкальных структурах, в которых выполнены например композиции СИБИРСКИЙ МАРШ, НАША ВОЛЬНИЦА, РАССКАЖИ МНЕ и уж подавно, о психоделических тенденциях («Честное слово», «Порог сорока»).

Чудесным образом уловив вектор культурно-исторического движения нашего современного общества с Запада на Восток, музыканты КМ сделали смелую попытку овладеть глубокими пластами новой культуры. Это — уникальный (по крайней мере в России) эксперимент, предпринятый командой такого уровня, как КМ. Ребята в новых работах отошли от вышеупомянутой ориентации. Человеческая ЛИЧНОСТЬ в их творчестве — это уже не сингулярность, а одна из многообразных и многочисленных ипостасей СУЩЕГО, человек уже не атом общества, а часть ПРИРОДЫ, включенная в Колесо САНСАРЫ. Но нет в этих новых композициях буддистской или даосской медитативности, а остро чувствуется языческий динамизм огромных племен, кочующих по бескрайним просторам от Забайкалья до Ледовитого Океана. Чаще стали встречаться в поэзии КМ Вечные образы, разнообразнее стал инструментальный ансамбль, зазвучали нетрадиционные музыкальные инструменты (например, хомус).

Перед новой Россией стоит актуальная проблема национальной самоиндентификации. Думается, что ребята из КАЛИНОВА МОСТА делают для этого много больше, чем все профессиональные «патриоты» вместе взятые.

В. Развалов («ЭНск, № 4, 1992)


Обсуждение