Кажется, здесь не хотят слушать рок…

Слова лидера группы АГАТА КРИСТИ Вадима Самойлова, вынесенные в заголовок. Были сказаны им в интервью клубу «Диалог с музыкой» четыре года назад, во время полуобломных гастролей знаменитой екатеринбургской группы по Оренбуржью. Вадик ехал к нам после победы в европейском конкурсе «Открытия рока» во Франции, после аншлаговых концертов в Питере. И приехал. Сейчас, говорят, даже частные визиты к любимой бабушке в Оренбург наносит очень редко. Андрей Макаревич начинал концерты своей МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в огромном Дворце спорта «Юбилейный» города Орска следующим обращением к публике: «Ну вот, все 50 зрителей в сборе, можно играть…» Кинчев, посетивший Оренбург вместе с АЛИСОЙ накануне разрекламированного 10-летнего юбилея группы не говорил ничего. Да и что сказать, когда со всего Оренбуржья «алисоманов» не набралось и на половину зала областной филармонии…

Куда уж тут доморощенной рок-музыке в условиях полной апатии публики и почти полного отсутствия рок-фанов: она просто-напросто была обречена если не на вымирание, то на почти полное невнимание к себе со стороны публики, СМИ, спонсоров. Да и, справедливости ради будет сказано, кто из вас даже в бурные годы расцвета рока и легализации рок-подполья (1985-86) слышал о таком явлении, как «оренбургский рок»? Знали свердловскую школу, кое-кого из челябинских музыкантов, кого-то из пермяков, Оренбуржье же в Уральском регионе хранило гордое молчание. Пока не разродилось преснопамятной группой ЛАСКОВЫЙ МАЙ. «После концертов в вашей области я понимаю, почему ЛАСКОВЫЙ МАЙ появился именно здесь…» — это тоже слова Самойлова. Резко-континентальный климат ли тому виной, или степные ветры-суховеи, или неблагоприятная экологическая обстановка, или отсутствие своего Архитектурного института — Альма матер уральского рока, трудно сказать, но всерьёз говорить об оренбургском роке не приходится.

Правда, был один замечательный год — 1991 — когда казалось, что рок-жизнь в Оренбуржье начинает зарождаться. Судите сами: сначала проходит областной конкурс рок-музыки, затем — конкурс магнитоальбомов, проведённый областной молодёжной газетой «Новое Поколение»; представительный концерт «Памяти Цоя» в Орске; рок-фестиваль «Соседи»… Но, едва затеплившись, жизнь эта ростков не дала. Зато хоть о группах своих мы узнали наконец-то и даже кое-что на магнитофоны записать смогли.

Прогремели панки из оренбургской команды ЛЫСЫЕ ИГРУШКИ (Риф, Костян, Хае), устраивающие после своих концертов, как это принято у панков всех времён и народов, погромы то в ДК «Россия», то в пед.институте. На волне местного успеха пацаны скатали в Москву, где вели переговоры с какими-то поляками о выпуске диска, вернулись из столицы окрылённые, полные творческих планов и… распались.

Крутенько было пошла МОЛВА Андрея Саблина, записавшая неплохой альбом «Ночь Для Нищих» (1989) и удостоившаяся даже упоминания в сборнике «ОСВОД — Рок-жизнь в СССР» (Екатеринбург, 1991). Но, что-то у ребят не получилось, и о МОЛВЕ давным-давно ничего не слышно, а вот их экс-лидер гремел на всё Оренбуржье как автор и ведущий радиопрограммы «Великолепная Семёрка», в которой он раскручивал… дискотечные песенки. Видно, наигрался Андрюша в рок-авангард.

Остальных «звёзд районного масштаба» можно просто дать перечнем: АРХИТЕКТОР, КОНТРАКТ, ПРОТИВОВЕС (Оренбург), СОМНИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ (Новотроицк) и ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА (Орск). Последние в списочке, кстати, имеют припанкованный альбомец «Тишина Над Домом» (1991). И всё.

В последнее время нет-нет, да появятся всплески былого рок-энтузиазма провинциалов. То на областном радио сделают программы «Рок-остров», ориентированную на хард и арт-рок и «Планета Железяка» (Х.М.Р.), то их прикроют. То Андрей Тарасов рок-статейку в «Новом Поколении» опубликует. То многонедельный сериал о Дж. Моррисоне по радиоканалу «Крутая Волна» зарядят. То песенку ХИЖИНЫ ДЯДИ ТОМА крутанут…

А минувшим летом (1994) господа Пустоватов и Лебедь из студии «Контингент» всех удивили — в очередной (третий уже!!!) раз рок-клуб открыли. Провели в ДК Дзержинского концерты по пятницам и назвали всё это рок-фестивалем. Вроде бы даже лидеры нового поколения оренбургских рокеров наметились. Но этот проект бывших воинов-интернационалистов доверия не внушал уже тогда. Хотя бы потому, что их рок-клуб работал по принципу канувшей в Лету московской рок-лаборатории имени госпожи Опрятной. Ужас! Не дошло ещё до нас, каким нормальный рок-клуб быть должен… Результат деятельности на сегодняшний день таков: обещанный альбом-сборник рок-клуба не записан, заявленные концерты и гастроли не состоялись, клубная программа «Биржа» с эфира областного радио снята. Закономерный итог, больше сказать нечего.

Вот так мы, господа оренбургские рокеры, живём и, как в одной хорошей песне поётся, не ждём перемен. А так хочется…

Ник Овчинников.


Обсуждение