Концерт грандж-музыки

Знаешь, друг, нашёл я и в Оренбурге братьев по разуму. У Андрюхи с Лёхой была когда-то программа на оренбургском радио, «Tabula Rasa» называлась. Только не заладилось что-то, и по причине «ублюдочности» радионачальства были отпущены (или посланы?) хлопцы на все четыре стороны (или на три?..). Помыкались-помыкались, да и решили прибиться к «Голос’у». Наверное, подумали, что ублюдочности тут будет поменьше. И прислали для «трёшки» вот эти заметки. (Картинка вверху, кстати, тоже их рук дело.)

Вообще-то музыкальная жизнь областного центра не балует нас разнообразием. Да и откуда, собственно говоря, ему взяться – не такой огромный наш бедный городишко, чтобы здесь встретить любителей и ярых адептов всего многообразия, каким нас балует «мировая музыкальная общественность». Со времени официального прекращения функционирования «Биржи», которое, как известно, случилось осенью 94-го (с тех пор неформалы и музыкальные фарцовщики встречаются втихаря в месте, которое из боязни повторных инцидентов публично не разглашается, но тем не менее всем известно), так вот, с этих самых пор только на концертах, которые, слава богу, всё же случаются, и встретишь всю нашу разномастную толпу музыкальных и околомузыкальных деятелей.

Один из главных парадоксов нашего мегаполиса, да и, наверное, всех ему подобных, состоит в том, что собственно музыкантов не так уж и много, и поэтому организаторам всяких музыкальных бесчинств (в смысле – концертов) приходится напрягать фантазию, чтобы придумать название очередного бдения на сцене будь то ДК Дзержинского, либо Дом Учителя, либо вообще на свежем воздухе. Вот несколько примеров: «Вечер современной музыки – от арта до психоделии. Участники – ДЕТИ СОЛНЦА, ЭКСЦЕСС, Юра СУЕЦЫД». Далее – что-то типа «Вечера тяжёлой музыки. Участники – ЭКСЦЕСС, ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ДЕТИ СОЛНЦА, Юра СУЕЦЫД и т.п.». Далее – презентация альбомов групп… угадайте, каких? Правильно – ДЕТИ СОЛНЦА и ЭКСЦЕСС. Как говорится, чуть свернул – уже другая улица, а дома такие же.

Поэтому объявленный 12-го июля «Концерт грандж-музыки» тоже поначалу вызвал подобные ассоциации, тем более что участники даже не были указаны. «Ну что ж, поживём – увидим» – с такими мыслями пришлось заходить в весьма душный зал Дома Учителя (уже оправившегося от прошлогодней вакханалии уже и не помню по какому поводу).

Итак, концерт пошёл, назад дороги нет. Открыли всё действо БРОДЯГА и СО. Компания состояла из самого Бродяги, как всегда, он был весь в серьгах и волосах, паренька с басом, который, казалось, пугался самого вида этого страшного инструмента, и незабвенного Суецыда за ударной установкой (!). Отличительная черта аппаратуры в Доме Учителя – тотальная неудоборазбираемость слов, так что о чём нам поведала эта пёстрая компания – останется загадкой на века. А что касается музыки – ну что ж, похоже, правда нам собирались представить на суд некое подобие гранджа, по крайней мере, в пределах возможного. Во всяком случае, гитара гремела, и барабаны чего-то выстукивали (кстати, как только они сыграли первую песню, Суецыд разразился громким неприличным хохотом). Вот, в принципе, и всё, что касается Бродяги. Лучший комментарий он выдал сам, бросив в микрофон что-то вроде: «А не нравится – тогда какого … припёрлись?». Вполне резонно, дескать, на что шли, на то и напоролись.

А тем временем сцену заняли сократившиеся до трио DISLOCATE DISORDER (хотя может быть, это был какой-то временный проект – никаких объявлений никто не делал, поэтому зрители доставали друг друга вопросами типа: «А это кто? А они вообще кто? А с ними кто?»). ДИСЛОЦИРОВАННЫЕ БЕСПОРЯДКИ начали своё выступление с… настройки инструментов – видимо, ТАКАЯ ЕРУНДА Бродяге сотоварищи просто в голову не пришла за ненадобностью. После долгой настройки Кекс (как фронтмэн, он, конечно же, занял правый угол сцены) достал из-за пазухи листок с текстом, удобно расположил его на колонке, встал в боевую стойку – и…

Первую вещь сыграли где-то на треть, после чего ребятам вдруг не понравилось качество звука, и эпопея с подстройкой продолжилась. Не понятно, какие перемены в звуке произошли после этого – им, великим, куда виднее, но зрители были довольны хотя бы тем, что DD не забастовали и не покинули сцену, и всем предоставилась возможность послушать аж целых три произведения. Кажется, все они были по-английски, если судить по обрывкам фраз, долетавших со сцены: «My eyes, limitation…» – в общем, что-то наподобие. Хотя, кажется, такое гранджем не называют, ну да ладно – кто ж обращает внимание на такие мелочи, тем более, как уже упоминалось, организаторы свято чтут пословицу «Назови хоть горшком…», ну и так далее. Причём, дальнейшие выступающие с блеском это подтвердили, т.е. у доброй половины музыкантов гранджем и не пахло. Но мы забегаем вперёд.

Далее на сцену вскарабкались Суецыд и его новый напарник (в кулуарах бродили слухи о том, что его зовут Женя, но на этом информация исчерпывалась). Юра трепетно и даже с некоторой любовью объявил, что они создались только вчера и что они именуются АЙ ЛАЙК ТУ ДУЕТ-ДУЕТ, причём последнее слово он сопроводил характерным жестом. Две гитары, одна рычит, другая бренчит, песни старые суецыдовские, ещё времён МАССАРАКША (в их числе была, наверное, самая лучшая «Если бы я был Президентом», которая теперь именуется просто «Пляж для пидерастов»). После проигрывания где-то четырёх песен Суецыд покинул рампу, оставив своего «напарника по тандему» отдуваться в одиночестве. Женя, если его на самом деле так зовут, спел песни три под гитару, причём акустическую (ещё раз о грандже), клятвенно пообещал ещё увидеться и, к сожалению, не обманул.

Хронология выступлений может нарушаться, так как удержать в памяти всё, что там было, без помощи хотя бы диктофона не представляется возможным, так как разнообразия маловато. Поэтому точно вспомнить не получится, сразу ли после этого началось к сожалению очень короткое выступление ДИ КАПОЛ, или там был в промежутке кто-то ещё. В любом случае, этот промежуток стёрся из памяти напрочь, ибо Карпей со Жваней (к несчастью, имя барабанщика так и осталось покрыто мраком), в общем, ДИ КАПОЛ смотрелись и слушались просто замечательно и затмили всё предыдущее. С первой же пресловутой строчки «С утра слишком туго затянуло галстук» зал буквально встал на уши (хотя до этого наблюдалось невиданное ранее спокойствие). Это, разумеется, был тоже явно не грандж, но, в принципе, тематически и даже визуально они весьма органично разбавили гнетущую скуку пост-бардовских завываний с ревущей гитарой. Кстати, слова разбирались прекрасно – может, и не в аппаратуре всё дело?

Но пойдём дальше. Мейсон и ДЕМАРКАЦИЯ, как всегда, решили немного пофлиртовать с панком. Весьма убедительно, но опять-таки – о чём они (вернее, он) пели? Мейсон решил побыть шоумэном, но все его потуги до ужаса напоминали Бликсу Баргельда. Ребята и раньше признавались в любви к EINSTURZENDE NEUBAUTEN, но до полной имитации знаменитой походки из угла в угол и даже безумного баргельдовского взгляда дело вроде ещё не доходило. Надо же когда-то начинать, в самом деле, не всё же время просто пялиться в экран.

А после небольшого перерыва на сцену вышел Паша Лявин со своим коллегой. Насколько нам было известно, он никогда в жизни электричества не играл. И в самом деле – две акустики, периодический кларнет (как-никак, специальность обязывает) и даже ударные в одной песне – но Паша остался Пашей, то есть спокойные, тихие романтические и немного грустные песни, в числе которых – старый хит «Камушек» (не гранитный, разумеется, и не в груди). Вопрос о гранджевой ориентации концерта отпал сам собой, но, кстати говоря, звучало и слушалось всё очень даже неплохо, если не сказать больше.

Тем более, продолжение намечалось, к сожалению, «грандиозное». На сцену поднялся некий молодой человек и сочно рыкнул: «Привет всем оренбургским неформалам от всех молодых орских неформалов!» Впрочем, за точность цитаты ручаться не стоит. Далее к нему присоединился Бродяга, видимо, в порыве солидарности, они хапнули по гитаре и начали петь какую-то страшную песню про суицид (реакцию Юры угадать не трудно, да и вообще весь зал завизжал, как стадо обезьян). Ну, а потом пошло самое интересное. Те же двое, видать, в порыве той же солидарности затянули ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ, а конкретно: «Всё идёт по плану», причём в середине песни отключилась аппаратура, и весь зал хором, чуть ли не стоя, допевал старый хит, «и в воздух чепчики бросали». Далее было «Про дурачка» – автор тот же, исполнители те же, но аппаратура заработала. После чего, обнявшись, орский и оренбургский ненавистники гопников (читай – неформалы) спустились, точнее, нырнули в зал.

На этом гости не кончились. На сцене появились двое: парень в бандане и девушка в джинсах с гитарой. Парень оказался просто конферансье, он и сказал, что этот человек довольно известен в Челябинске и сейчас приехал к вам, в ваш прекрасный город. После чего «рекламный агент» исчез, а девушка сказала несколько слов в микрофон басом, и всем стало ясно, что это всё-таки парень (имён, опять-таки, никто не называл). Этот новоявленный парень поприветствовал всех и спел песню, текст которой приводим полностью:

Вся семья одни гопники (3 раза)
А сын неформа-а-а-а-а-ал!

Публика бешено восторгалась. Далее любитель неформальных объединений подростков перешёл к своему обычному амплуа, т.е. запел песни о разумном, добром и вечном, от которых возникло жуткое желание как следует прозеваться. Но не стоило торопиться с этим, ибо далее выполнил своё обещание напарник Суецыда, которого, может быть, звали Женей. Он, как и прогнозировал, «увиделся с нами ещё раз», и вновь он был с гитарой! Мало того, он ещё и запел! И в придачу, он пел долго! Вот где был простор для желающих поспать или выкурить сигаретку-другую! Один из зрителей, наверное, чего-то перепутав, принялся кричать: «Ура Егору Летову!», хотя сходство было, пожалуй, лишь в манере ругаться.

Всё хорошо, что хорошо кончается, и это выступление тоже «узнало свой финал». После чего на сцену выскочили бравые бронеподростки из группы ЖАКС. За что их хочется отметить, так это за общее весёлое настроение и работу с публикой. Они были единственными, кто не только назвал себя, но и представили каждого в отдельности! Ну, а музыка – а музыка потом. Более всего запомнился героический опус про соплю, а в общем и целом – GREEN DAY и всё, что с этим связано.

Дольше нервы не выдержали. Поэтому пришлось покинуть это гостеприимное здание Дома Учителя с чувством исполненного долга – посидели, послушали, что-то запомнили. Может быть, после ЖАКС кто-то был ещё, кто его знает, а спрашивать лень. Вот такой был сейшн.

. . . . . . . . . . . .

P.S. А ДЕТЕЙ СОЛНЦА всё-таки не было! Какое счастье!

Это – в частности. А в общем, музыкальная жизнь областного центра напоминает не весть какое по счёту прочтение старенького жёлтенького номера «Пионерской правды» или, скажем, «Гвардейца труда». Словно дурной сон, где время остановилось и всё естественное уже не развивается.

В пьяном угаре с задних рядов зрительного зала вы наблюдаете, как томный Ян Грига (ДЕТИ СОЛНЦА) поёт свою бесконечную песню, которая, однажды начавшись, видимо, уже не закончится никогда и лишь останется прерываема появлениями милого дурачка Юры и восторженными рукоплесканиями юных неформалов, коими мнят себя прыщавые подростки, по большим праздникам позволяющие себе обрядиться в рваньё и нацепить бандану. НЕФОРМАЛ – боже, как это, должно быть, гордо называть себя так! А иногда неформалом именоваться оказывается недостаточно, и господа тусовщики присваивают себе имена идолов: одним только Джимам в нашем городе уже счёта нет…

Социальный вопрос – особый и новизной не отличается: по-прежнему мы тупо ненавидим скинхэдов и бандюг, о чём свидетельствует выступление, описанное выше. Какой накал, какое благородное презрение, какая поэзия! Браво!!!

Вот и всё. Продолжайте, музыканты, своё чудесное действо, творите, но вспоминайте хоть иногда, что 1996 год, что всё, что вы до сих пор делали – уже было! Очнитесь, вы жуёте блевотину, которую оставили вам ваши кумиры полвека назад. Заебали уже.

TR, Оренбург.

От так вот, друг, от так вот!.. А вообще-то, может быть, Олег и прав, и можно сказать, что я собираю в «Голос» всякое подзаборное гнильё? Да только кто же будет в трезвом уме, твёрдой памяти да ещё в навороченных штанах от Кальвина Клея пинать вонючий и текучий полуразложившийся труп оренбургского рокенролла? Надо же быть законченным романтиком (слово такое ругательное), чтобы пытаться оживить его. Никакие месмерические вливания не помогут…


Обсуждение